Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Шансы выжить в авиакатастрофе в последние годы выросли, считают эксперты

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Благодаря усовершенствованию конструкций фюзеляжа, огнеупорных технологий и методов обучения экипажа

Шансы выжить в авиакатастрофе в последние годы выросли, считают эксперты
Эксперты авиации считают, что вероятность остаться в живых при авиакатастрофе в последние годы увеличилась. Наглядно это доказывают несколько недавних авиапроисшествий, закончившихся малым числом погибших или вообще без них. Благополучному исходу во время крушения самолетов, по мнению экспертов, способствуют повысившийся уровень прочности конструкций фюзеляжей, усовершенствование огнеупорных технологий и появление более подготовленных для предотвращения катастроф экипажей.   

"Вопреки распространенному мнению, из большинства авиакатастроф человек сегодня может выйти живым", - говорит пресс-секретарь Международной федерации ассоциаций линейных пилотов (International Federation of Airline Pilots Associations) Гидеон Эверс, передает MSNBC.com.

"Ясно, что это не просто случайное везение", - заявил  сразу после авиакатастрофы Boeing 737-800 в Амстердаме, обошедшейся малым количеством жертв, бывший руководитель Федерального авиационного управления (Federal Aviation Administration), а ныне президент фонда безопасности полетов в Александрии, штат Виржиния (Flight Safety Foundation) Уильям Восс. В результате данной трагедии девять человек - два пилота, помощник пилота и шесть пассажиров - погибли, ранения получили порядка 50-80 человек. Однако на борту лайнера, который следовал курсом Стамбул - Амстердам, находилось целых 127 пассажиров плюс семеро членов экипажа.

Многие авиакатастрофы, к сожалению, таким небольшим количеством жертв не заканчиваются. Всего две недели назад, например, пригородный авиалайнер разбился при попытке приземлиться в Буффало, штат Нью-Йорк, в результате чего погибли все 49 человек, находящиеся на борту.

Однако эксперты уверяют, что за свою 100-летнюю историю коммерческие полеты стали сейчас более безопасными. Позитивные тенденции в области выживания в авиакатастрофе они связывают с усилением конструкций фюзеляжей, усовершенствованием огнеупорных технологий и улучшением методик подготовки пилотов. 

Но эксперты добавляют, что есть такие катастрофы, выжить в которых практически невозможно. Как правило, такие трагедии происходят из-за массированного разрушения конструкции самолета в результате, например, взрыва бомбы на борту или столкновения самолета с горой. Хотя и в таких случаях имеются примеры со счастливым концом. Так, в июле прошлого года на самолете компании Qantas Jetliner во время полета над Южно-Китайским морем,  взорвалась цистерна с кислородом. В полу лайнера образовалась дыра размером с небольшой автомобиль, в результате чего самолет потерял 20 тыс. футов высоты. Однако экипаж лайнера сумел его посадить, и все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа остались в живых. 

Большинство воздушных ЧП все-таки происходят во время взлета и посадки самолета, когда пилоты имеют возможность сохранить контроль над самолетом или своими маневрами смягчить возможные последствия непредвиденных обстоятельств аварии, отмечают эксперты. Так, и катастрофа Boeing 737-800 компании Turkish Airlines произошла в двух милях от взлетно-посадочной полосы аэропорта в Амстердаме. Здесь участвовал семилетний авиалайнер из семейства авиалайнеров Boeing 737, которые впервые были выпущены 40 лет назад. Однако нынешний самолет имеет мало сходства с оригиналом 1960-х гг., так как конструкция лайнеров семейства 737-х была существенно реорганизована и изменена с того времени. В случае с рейсом Turkish Airlines фюзеляж развалился на три крупные части в результате трещин вдоль фюзеляжа, поэтому удалось избежать большего числа погибших.

Список авиакатастроф за последние пять лет, которые закончились с небольшим количеством жертв:

1. В 2005 г. самолет компании Air France Airbus-340 совершил аварийную посадку в аэропорту Торонто. Самолет был почти полностью уничтожен в результате жесткой посадки и последующего за этим возгорания. Однако все пассажиры и экипаж остались невредимыми.

2. 17 января 2008 г. экипаж Boeing-777 компании British Airways потерял управление над самолетом, однако приземлился недалеко от взлетно-посадочной полосы в лондонском аэропорту Хитроу. Самолет был полностью разрушен, однако никто не погиб.

3. 20 декабря 2008 г. Boeing 735-500 авиакомпании Continental Airlines не долетел до взлетно-посадочной полосы и сел на заснеженное поле аэропорта Денвер. Пострадали 38 человек, однако смертельных исходов удалось избежать.  

4. В январе 2008 г. все 155 человек, находившиеся на борту Airbus A320 авиакомпании American Airways, остались в живых после приземления на реку Гудзон к западу от Нью-Йорка. Пилоты были вынуждены садиться на воду из-за столкновения самолета со стаей птиц, которое повлекло за собой остановку обоих двигателей.

Во всех этих случаях, закончившихся без огромных потерь человеческих жизней, заметно одно обстоятельство - в авариях участвовали последние модели летательных аппаратов, говорит Восс.

Самые безопасные

В прошлом году во всем мире в результате авиакатастроф погибло 502 человека по сравнению с 692 в 2007 г., по данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Число погибших уменьшилось, несмотря на то, что общее число авиационных происшествий в прошлом году увеличилось со 100 до 109 аварий. По подсчетам Ассоциации, одна авиакатастрофа приходится сейчас на каждые 1,2 млн полетов одного лайнера.  "Безопасность в авиапроме является приоритетом номер один", - говорит генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни. "Эта статистика подтверждает, что путешествие по воздуху является одной из самых безопасных вещей, которые человек может делать", - говорит он.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter