"Сидя в офисе, решения не принимают": российский бизнес глазами индийского топ-менеджера

Расскажите друзьям
Екатерина
Екатерина

Рамник Кохли, глава представительства Micromax в России и СНГ, индийского производителя смартфонов и телефонов, окончил ГУУ и аспирантуру, уехал в Индию и работал в местных представительствах Банка ВТБ и "MTS India". В 2013 г. вернулся в Москву из Индии. Своими впечатлениями об изменении страны он поделился с RB.ru.

 

 - Я практически вырос в Москве – для меня это фактически родной город, здесь много любимых мест, но ближе всего, наверное, Парк Победы.

 

- За те годы, что вы уезжали из России, как изменилась страна?


- Самое большое изменение, которое я вижу – раньше на каждом углу проверяли документы у иностранцев. Сейчас  такого нет. Россия во многом изменилась к лучшему. Москву делают более дружелюбной для иностранцев, туристов, уже видишь много информации на латинице. Очень приятные изменения, но еще многое предстоит сделать, чтобы увеличить туризм, ведь это очень красивая страна.

 

Я много езжу по России в командировки, чтобы понять свой рынок, своего конечного потребителя  – во Владивосток, на Урал, в Сибирь, на юг.  Мне очень понравился Владивосток, это очень красивый город - у моря, он весь стоит на сопках. Там много иностранцев – японцев, китайцев, корейцев, приятно видеть, что, кроме Москвы и Питера, есть города, где люди открыты  к иностранцам. Очень хочется съездить на Байкал. Еще у меня есть мечта – посетить самые холодные места России. Я уже был зимой в Омске в -32.

 

- Чем отличается ведение бизнеса в России и Индии, на ваш взгляд?


- Когда я приехал в 90-х, Россия только открывалась. Была заметна  разница – очень слабая банковская система. Сейчас почти ничем. Обе страны - быстроразвивающиеся, входят в БРИКС. Я вижу, как и в Индии, и в России очень быстро адаптируются к западным стандартам. И в России, и в Индии уже приняли  международную модель управления. Есть разница в бизнес-культуре  – в России очень большой документооборот. В Индии можно большинство согласований произвести по e-mail, а в России нужно подписывать кучу бумажек.

 

- О работе в Азии наши соотечественники говорят, что там зачастую многое  строится на полутонах, долго ведется подготовительная работа, прежде чем удастся достигнуть каких-то договоренностей, вы согласны с этим?


-  Я бы сказал, что это не общая черта всего азиатского бизнеса, скорее зависит от конкретной компании, ее менеджмента. Мы вышли на российский рынок очень быстро – в течение двух месяцев.  У нас в компании очень упрощенная иерархия – практически любой сотрудник может пойти к руководителю. Я сейчас говорю именно об индийском офисе. Однако это характерно не для всех индийских компаний. Мы сознательно приняли такую культуру, чтобы быстро развиваться. И в течение 8 лет по продажам в стране мы то на первом, то на втором месте – мы соревнуемся с Samsung.

 

Что касается индийского бизнеса в целом, то это сильно зависит от компании, кто менеджер, как он видит ее. Конечно, если это большой холдинг с большим количеством бизнес-процессов, политик – им обязательно нужна строгая система. Но у нас в компании очень часто требуется быстро принимать решения – про модели телефонов, про стратегии конкурентов, запуск рекламы.  Кстати, то, что нас сильно удивило, в России бронировать рекламные места и утверждать сам макет надо за 3-4 месяца, в Индии можно только забронировать место.

 

- Где, на ваш взгляд,  проще работать - в Индии или в России?


- Это очень сложный вопрос. Если, например, речь идет о сертификации телефонов – то это происходит быстрее в Индии, в России сам телефон сертифицируется быстро, а вот  зарядное устройство – месяц. Хотя это простая деталь. Если говорить о договоренностях  с партнерами, здесь быстрее получается их достигнуть, чем в Индии. Документация в Индии оформляется гораздо проще и быстрее, а в России придираются к каждому слову – здесь очень забюрократизирована банковская система. Очень много проверок, которых нет в Индии.

 

- Компания Alibaba незаметно покорила российский рынок, потому что сделала ставку на регионы, которым предложила дешевые товары, правильно ли я понимаю, что и ваша стратегия строится на работе с регионами? 

 

- Да, у нас тоже приоритет - регионы. Это наша стратегия. Мы так выросли в Индии. Один из факторов успеха – создание дистрибуции в регионах, не только пунктов продаж,  но и пунктов обслуживания – сейчас мы открыли в России более 80 сервисных центров. Мой шеф верит в то, что, сидя в офисе, решения не принимают. Надо быть там, где твой покупатель. Поэтому у нас такая культура – ездить в регионы, узнавать вкусы, спрашивать мнения. Одно дело – смотреть на цифры, а  другое дело – узнавать, почему меняется вкус.

 

- С какими культурными стереотипами вы чаще всего сталкиваетесь?


- Все спрашивают меня, занимаюсь ли я йогой. Но правда в том, что с йогой я познакомился в Москве, во время учебы в университете. Еще люди думают, что я люблю болливудские фильмы.

 

Индия, как и Россия, очень многонациональная страна. Ближе к Китаю живут народы, которые внешне похожи на китайцев, но это индийцы. В каждом штате своя культура, язык, одежда, еда, но нет чего-то такого, что было бы более индийским, а что-то менее.

 

Конечно, если говорить о бедности, Индия – страна контрастов. Но она быстро меняется, в последние 20 лет жизнь улучшается. Качество жизни становится лучше и лучше. Если раньше люди были заняты только в сельском хозяйстве, то сейчас все больше занимаются офисной работой, производством.

 

- Насколько ценится российское образование в Индии?


- Я бы сказал, что средне. Редко кто приезжает в Россию учиться экономике и маркетингу. Техническое и медицинское образование ценится больше.  Это связано с тем, что в Индии очень дорого и тяжело поступать в технические и медицинские вузы. В основном в стране платное образование, бесплатные места есть, но претендовать на них практически невозможно из-за очень высокой конкуренции.

 

Я приехал в Россию, потому что мне было очень интересно посмотреть на страну, как она изменилась с советских времен. Меня все пугали тем, что здесь очереди на хлеб, очень холодно, нет отопления, но когда я приехал в 90-х, ничего такого не увидел, хотя даже в таком небольшом городе, как Воронеж (я учился сперва на подготовительном факультете для иностранцев) – не было никаких проблем с отоплением.

 

- Порядка 2/3 iPhone покупается в России в кредит, т.е. россиянам очень важно показать достаток, которого на самом деле нет, можно ли то же самое сказать об индийцах?


-  В Индии люди осторожно относятся к кредитам, но в сознании есть такое, что если взял кредит, нужно обязательно его вернуть. Хотя, конечно, тоже могут на последние деньги купить последний iPhone.

 

- Чем отличается работа в Индии в российской компании от работы в индийской компании в России?


- В моем случае нет разницы в стране, но есть разница в самих компаниях, в которых я работал. Разные структуры принятия решений, разные размеры самих компаний. Работа в MTS оставила мне очень приятные впечатления – высшее руководство очень трудолюбивое,  это очень мотивированные люди, которые заражали нас своей энергией.  В MTS все переговоры и вся переписка велась на английском. Даже если на переговорах присутствовали только два индийца, а остальное все русскоговорящие, все равно общение происходило на английском.

 

У Micromax кадровая политика при выходе на международные рынки – нанимать только местных сотрудников, я единственный индиец в российском представительстве.

 

- Как устроен ваш день?


- В Индии я ездил на работу на машине 30 км, а здесь я принял решение пользоваться метро, и очень этому рад, потому что экономлю много времени, успеваю отвечать на письма, пока добираюсь до работы. Лично для меня Москва по сравнению с Дели менее стрессовый город. Моя семья живет в Индии, поэтому я сам занимаюсь домашними делами – сам готовлю себе ужин, например. Недавно научился печь блины. Блюда индийской кухни хорошо готовят в ресторане "Дарбарс" в гостинице "Спутник".

 

- Как вы считаете, Россия или Индия сейчас больше приближена к западному миру?


- Если рассматривать не государственный сектор, то я думаю, что обе. Мне кажется, что бизнес и там, и там устроен по западному образцу.

 

- На вашу стратегию как-то повлияли санкции?


- Санкции и политическая ситуация нас мало испугают, мы будем идти только вперед. Мы рассматриваем сложившуюся ситуацию как благоприятную. Наш сегмент (мы работаем в нижнем и среднем ценовом сегментах -  от 1990 до 15990  руб. за смартфон)  растет в кризис. Это стало для нас возможностью для быстрого роста. Однако самая большая проблема в связи с санкциями состоит в том, что нашим партнерам теперь сложнее получить финансирование от банков. Это критический момент, который влияет на наш бизнес.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
CDO vs CIO: роль в корпоративных инновациях
27 июля 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase