Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Скрытый рынок вакансий

Архив rb.ru
Мария — Автор издания

Медиа «РБ.РУ»: Архивные статьи

Мария — Автор издания

На рынке труда гораздо больше вакансий, чем вам кажется, но нужно уметь их находить

Скрытый рынок вакансий

Возможно, в момент поиска работы вам приходилось оказываться в ситуации, когда спектр вакансий, размещенных на работных сайтах, сайтах агентств и компаний, а также и в прессе вызывал разочарование - ни подходящих, ни интересных вы не видели. Тогда вам стоит знать, что помимо всего вышеперечисленного существует скрытый рынок вакансий, о котором многие кандидаты не догадываются. Как получить к нему доступ?

Вершина айсберга

Те вакансии, что находятся в открытом доступе, зачастую представляют собой лишь вершину айсберга. По разным оценкам, в среднем на скрытом рынке находятся до 50-80% (!) предложений работодателей, а в некоторых сферах этот показатель доходит и до 100%.

«По нашим оценкам, процент актуальных вакансий, которые не появляются в прессе и на интернет-сайтах, составляет примерно 50%, - говорит Татьяна Медведева, глава московского офиса March HR Services. - Причины, по которым компании не делают объявлений о вакансиях, могут быть разными. Как правило, компании не публикуют так называемые топовые вакансии - поиск руководителей высшего звена, и специфические позиции, требующие «штучных» профессионалов».

«В сегменте executive вакансий с годовым доходом от $250 000 не публикуется 100% предложений, - отмечает Денис Рощин, старший партнёр компании «ТРИОЛИТ Executive Search». - Около 10-15% вакансий на топ - позиции в средние компании или позиции третьего, четвертого уровня управления в крупных холдингах могут быть опубликованы на сайтах для управленцев, сайтах бизнес-школ, специализированных профессиональных ресурсах».

Почему не публикуются вакансии руководителей?

Как показывает практика, эта стратегия поиска неэффективна. «Топовые вакансии не публикуют и по причине конфиденциальности, - рассказывает Татьяна Медведева, - рынок таких кандидатов достаточно узкий, и информация о смене или замене топ-менеджера может очень сильно повлиять на саму компанию. Кроме того, с большинством топовых кандидатов хедхантеры уже знакомы лично, и поэтому нет смысла размещать вакансию в СМИ. Достаточно сделать нескольку звонков подходящим кандидатам».

По словам Дениса Рощина, есть ряд отраслей/профессий, управленцы в которых консервативны и не ищут работу на открытом рынке: «Например, это производственные топ-менеджеры. Многие из них работают по много лет на одном месте работы, нередко являясь продолжателями производственных фамильных династий; многие работают в регионах, где все друг друга знают, и доступ к Интернету не такой широкий, как в столичных городах - такие люди, как правило, никогда не выходят на открытый рынок, не рассматривают предложения, публикуемые в Интернете, не умеют общаться с консультантами, не отличаются мобильностью. Они меняют работу только по рекомендациям или предложениям хедхантеров».

Почему не публикуются вакансии специалистов?

«Не публикуют так называемые специфические вакансии, где требуются редкие специалисты, или специалисты с необычным набором навыков, - говорит Татьяна Медведева. - Например, коммерческому банку может потребоваться специалист кредитного отдела с углубленным знанием горного дела для работы с добывающими компаниями и оценки их бизнес-рисков. Или нефтяная компания ищет инвестиционного банкира, помимо прочего хорошо разбирающегося в технологиях добычи нефти - для осуществления сделок по слияниям и поглощениям. Таких людей на рынке - единицы и они хорошо знакомы хедхантерам, работающим в данной индустрии. Давать объявления о подобного рода вакансиях бессмысленно. В этом случае лучше искать кандидатов методом прямого поиска».

Помимо специфических и узкоспециализированных вакансий Денис Рощин выделяет и другие причины, по которым вакансии остаются скрыты: «Позиция открыта в узкой отрасли, где есть несколько сильных игроков и по опубликованной позиции можно будет легко догадаться, в какой компании она открыта. Это увеличивает репутационные риски компании, вызывает ненужные обсуждения в отрасли. Или же необходим кандидат для определенного проекта, который широко освещался в прессе. Например, компания купила зарубежный актив или новый бизнес, в который ищут управленцев, не афишируя это до определенного времени».

Также Татьяна Медведева рекомендует не забывать о таком факторе как конкуренция. По ее словам, анализируя, каких специалистов набирает компания, конкуренты могут судить о стратегии ее дальнейшего развития и предпринять ответные действия: «Чтобы, например, начать развивать новое направление бизнеса втайне от конкурентов, компании могут до определенного момента сохранять режим конфиденциальности в отношении политики найма персонала на определенные вакансии. В этом случае компания нанимает людей самостоятельно или обращается к хедхантерам, у которых уже есть базы данных потенциальных кандидатов».

Однако помимо перечисленных выше вполне объективных причин, бывают и масса прочих жизненно-прозаических: компания нерегулярно обновляет информацию на своем сайте, у сотрудников компании «не дошли руки» до публикации вакансии, компания сначала пытается найти нужного кандидата по знакомству и т.д.

Как попасть на скрытый рынок вакансий?

Самый простой, но с другой стороны, довольно трудоемкий способ попасть на скрытый рынок вакансий - это быть настоящим профессионалом в своем деле, предоставляя отличные результаты работы, быть востребованным специалистом. В этом случае, по словам Татьяны Медведевой, хедхантеры о вас обязательно узнают через своих знакомых или других кандидатов.

Денис Рощин рекомендует продвигаться в профессиональном сообществе, развивая и поддерживая отношения с коллегами из других компаний: выступать на отраслевых конференциях, публиковаться в профессиональных изданиях, давать комментарии бизнес-изданиям.

Второе важное правило - постоянно общаться с хедхантерами. И когда вам хочется сменить место работы, и когда вы этого делать не планируете. «Тогда хедхантер будет в курсе ваших карьерных успехов, - говорит Татьяна Медведева, - будет лучше понимать, какая позиция смогла бы вас заинтересовать. А вы в свою очередь будете лучше понимать тенденции, превалирующие на рынке труда в вашем профессиональном сегменте». Денис Рощин рекомендует выделить консультантов, которые специализируются на вашей отрасли/профессии, отправить свое резюме и сопроводительное письмо в агентство, оно будет сохранено в базе, напоминать о себе, сообщая о своих успехах и изменениях в карьере. «Сейчас некоторые executive search компании предлагают такую услугу, как карьерное консультирование, где управленец при помощи профессионального консультанта, знающего рынок, может составить индивидуальную стратегию своего карьерного продвижения, в том числе и работы со «скрытым» рынком вакансий», - отмечает он. 

Помимо этого не пренебрегайте таким методом, как отправка резюме и сопроводительного письма в компании, которые вам потенциально интересны, даже если не видите у них открытых вакансий. Существует немало примеров, когда специалисты именно таким образом находили работу своей мечты. Но в этом случае необходимо действовать правильно и знать несколько важных тонкостей - об этом читайте в доп.материале. Взращивайте свою сеть полезных контактов (подробнее - в доп.материале) и, когда будете готовы рассматривать предложения, обязательно оповестите всех знакомых. Возможно, один из них рекомендует вас на привлекательную вакантную позицию.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter