Скрытый рынок вакансий

Расскажите друзьям
Мария
Мария

На рынке труда гораздо больше вакансий, чем вам кажется, но нужно уметь их находить

Возможно, в момент поиска работы вам приходилось оказываться в ситуации, когда спектр вакансий, размещенных на работных сайтах, сайтах агентств и компаний, а также и в прессе вызывал разочарование - ни подходящих, ни интересных вы не видели. Тогда вам стоит знать, что помимо всего вышеперечисленного существует скрытый рынок вакансий, о котором многие кандидаты не догадываются. Как получить к нему доступ?

Вершина айсберга

Те вакансии, что находятся в открытом доступе, зачастую представляют собой лишь вершину айсберга. По разным оценкам, в среднем на скрытом рынке находятся до 50-80% (!) предложений работодателей, а в некоторых сферах этот показатель доходит и до 100%.

«По нашим оценкам, процент актуальных вакансий, которые не появляются в прессе и на интернет-сайтах, составляет примерно 50%, - говорит Татьяна Медведева, глава московского офиса March HR Services. - Причины, по которым компании не делают объявлений о вакансиях, могут быть разными. Как правило, компании не публикуют так называемые топовые вакансии - поиск руководителей высшего звена, и специфические позиции, требующие «штучных» профессионалов».

«В сегменте executive вакансий с годовым доходом от $250 000 не публикуется 100% предложений, - отмечает Денис Рощин, старший партнёр компании «ТРИОЛИТ Executive Search». - Около 10-15% вакансий на топ - позиции в средние компании или позиции третьего, четвертого уровня управления в крупных холдингах могут быть опубликованы на сайтах для управленцев, сайтах бизнес-школ, специализированных профессиональных ресурсах».

Почему не публикуются вакансии руководителей?

Как показывает практика, эта стратегия поиска неэффективна. «Топовые вакансии не публикуют и по причине конфиденциальности, - рассказывает Татьяна Медведева, - рынок таких кандидатов достаточно узкий, и информация о смене или замене топ-менеджера может очень сильно повлиять на саму компанию. Кроме того, с большинством топовых кандидатов хедхантеры уже знакомы лично, и поэтому нет смысла размещать вакансию в СМИ. Достаточно сделать нескольку звонков подходящим кандидатам».

По словам Дениса Рощина, есть ряд отраслей/профессий, управленцы в которых консервативны и не ищут работу на открытом рынке: «Например, это производственные топ-менеджеры. Многие из них работают по много лет на одном месте работы, нередко являясь продолжателями производственных фамильных династий; многие работают в регионах, где все друг друга знают, и доступ к Интернету не такой широкий, как в столичных городах - такие люди, как правило, никогда не выходят на открытый рынок, не рассматривают предложения, публикуемые в Интернете, не умеют общаться с консультантами, не отличаются мобильностью. Они меняют работу только по рекомендациям или предложениям хедхантеров».

Почему не публикуются вакансии специалистов?

«Не публикуют так называемые специфические вакансии, где требуются редкие специалисты, или специалисты с необычным набором навыков, - говорит Татьяна Медведева. - Например, коммерческому банку может потребоваться специалист кредитного отдела с углубленным знанием горного дела для работы с добывающими компаниями и оценки их бизнес-рисков. Или нефтяная компания ищет инвестиционного банкира, помимо прочего хорошо разбирающегося в технологиях добычи нефти - для осуществления сделок по слияниям и поглощениям. Таких людей на рынке - единицы и они хорошо знакомы хедхантерам, работающим в данной индустрии. Давать объявления о подобного рода вакансиях бессмысленно. В этом случае лучше искать кандидатов методом прямого поиска».

Помимо специфических и узкоспециализированных вакансий Денис Рощин выделяет и другие причины, по которым вакансии остаются скрыты: «Позиция открыта в узкой отрасли, где есть несколько сильных игроков и по опубликованной позиции можно будет легко догадаться, в какой компании она открыта. Это увеличивает репутационные риски компании, вызывает ненужные обсуждения в отрасли. Или же необходим кандидат для определенного проекта, который широко освещался в прессе. Например, компания купила зарубежный актив или новый бизнес, в который ищут управленцев, не афишируя это до определенного времени».

Также Татьяна Медведева рекомендует не забывать о таком факторе как конкуренция. По ее словам, анализируя, каких специалистов набирает компания, конкуренты могут судить о стратегии ее дальнейшего развития и предпринять ответные действия: «Чтобы, например, начать развивать новое направление бизнеса втайне от конкурентов, компании могут до определенного момента сохранять режим конфиденциальности в отношении политики найма персонала на определенные вакансии. В этом случае компания нанимает людей самостоятельно или обращается к хедхантерам, у которых уже есть базы данных потенциальных кандидатов».

Однако помимо перечисленных выше вполне объективных причин, бывают и масса прочих жизненно-прозаических: компания нерегулярно обновляет информацию на своем сайте, у сотрудников компании «не дошли руки» до публикации вакансии, компания сначала пытается найти нужного кандидата по знакомству и т.д.

Как попасть на скрытый рынок вакансий?

Самый простой, но с другой стороны, довольно трудоемкий способ попасть на скрытый рынок вакансий - это быть настоящим профессионалом в своем деле, предоставляя отличные результаты работы, быть востребованным специалистом. В этом случае, по словам Татьяны Медведевой, хедхантеры о вас обязательно узнают через своих знакомых или других кандидатов.

Денис Рощин рекомендует продвигаться в профессиональном сообществе, развивая и поддерживая отношения с коллегами из других компаний: выступать на отраслевых конференциях, публиковаться в профессиональных изданиях, давать комментарии бизнес-изданиям.

Второе важное правило - постоянно общаться с хедхантерами. И когда вам хочется сменить место работы, и когда вы этого делать не планируете. «Тогда хедхантер будет в курсе ваших карьерных успехов, - говорит Татьяна Медведева, - будет лучше понимать, какая позиция смогла бы вас заинтересовать. А вы в свою очередь будете лучше понимать тенденции, превалирующие на рынке труда в вашем профессиональном сегменте». Денис Рощин рекомендует выделить консультантов, которые специализируются на вашей отрасли/профессии, отправить свое резюме и сопроводительное письмо в агентство, оно будет сохранено в базе, напоминать о себе, сообщая о своих успехах и изменениях в карьере. «Сейчас некоторые executive search компании предлагают такую услугу, как карьерное консультирование, где управленец при помощи профессионального консультанта, знающего рынок, может составить индивидуальную стратегию своего карьерного продвижения, в том числе и работы со «скрытым» рынком вакансий», - отмечает он. 

Помимо этого не пренебрегайте таким методом, как отправка резюме и сопроводительного письма в компании, которые вам потенциально интересны, даже если не видите у них открытых вакансий. Существует немало примеров, когда специалисты именно таким образом находили работу своей мечты. Но в этом случае необходимо действовать правильно и знать несколько важных тонкостей - об этом читайте в доп.материале. Взращивайте свою сеть полезных контактов (подробнее - в доп.материале) и, когда будете готовы рассматривать предложения, обязательно оповестите всех знакомых. Возможно, один из них рекомендует вас на привлекательную вакантную позицию.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
IT Synergy
23 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase