Слияния и поглощения в IT отрасли в 2011 году

Расскажите друзьям

Cтартапы и IPO

Российский IT сектор экономики в 2010 году показал довольно неплохие результаты, в основном обусловленные большими тратами государства, не только на инфраструктуру, но и программное обеспечение. Увеличение объема рынка дало возможность отдельным игрокам увеличить свою долю, и иметь достаточный запас прочности в виде твердых контрактов. Это в свою очередь сказалось на пересмотре планов развития бизнеса крупнейших игроков, которые стали большее внимание уделять возможностям расширения бизнеса за счет скупки конкурентов, подвел итоги первого квартала 2011 портал CRMdaily.ru.

Невысокая цена бизнеса российских it компаний дает возможность крупному бизнесу активно скупать более мелких собратьев, не привлекая дорогие кредитные ресурсы. Как показал первый квартал 2011 года наиболее активно ведут себя на рынке те, кто имеет возможность привлекать финансирование за счет привлечения денег в акционерный капитал, еще больше увеличивая за счет новых покупок свою капитализацию.

Именно этим путем пошел фонд DST Global выведя на рынок Mail.ru. А в свете ожидаемого IPO Яндекса можно ожидать дальнейшего увеличения количества сделок слияний и поглощений в Интернет-отрасли. Хотя крупнейший российский поисковик начал активно готовиться к выходу на биржу заранее, скупая небольшие компании WebVisor и Loginza.

Для самого крупной российской Интернет компании - Яндекса, год начался с закрытия сделки по приобретению сервиса WebVisor. Сделка, финансовые и прочие соглашения которой стороны решили не раскрывать (по экспертным данным сумма могла составить от 300 до 500 тысяч долларов), была совершена по итогам т.н. «открытых дней для стартапов», проведенных в конце 2010 года. В рамках сделки правильнее будет говорить не о приобретении сервиса, а скорее о покупке перспективной технологии. Денежные потоки WebVisor не были столь велики, чтобы заинтересовать Яндекс, а вот интеграция технологий в аналитику Яндекс.Метрики даст конкретные преимущества поисковику перед конкурентами.

Видимо вдохновившись удачной сделкой, в апреле 2011 поисковик объявил о создании «Яндекс.Фабрики». Подобия бизнес-ангела или инвестиционного фонда, с лимитом на один проект до 150 тысяч долларов. Фондом напрямую назвать его сложно, ведь основной целью является поиск интересных проектов прежде всего для самого Яндекса, для их последующего поглощения, а не создания действительно работающего бизнеса. Упрекнуть Яндекс за такой потребительский подход сложно, ведь сам рынок инвестиций Рунета весьма узок, и даже создание таких фондов если не ведет к развитию бизнес сектора Рунета, то по крайней дает возможность привлечь финансирование действительно интересным проектам.

Для Яндекса инвестирование в технологии, позволяющие ему улучшить набор сервисов имеет и другое важное значение помимо удобства клиентов. За счет скупки компаний поисковик наращивает свою рыночную стоимость, готовясь выйти на биржу. Несомненно, эта новость станет главным событием Рунета в 2011 году. Первичное размещение может произойти на NASDAQ уже в июне-июле этого года, причем инвесторам будет предложено до 20% акций. Становясь публичной компанией, именно сейчас, Яндекс может сыграть на интересе инвесторов к российским Интернет компаниям. Первым, напомним, была Mail.ru Group, акции которой весьма активно торгуются, и ведут себя стабильно. Кроме того, год назад Яндекс оценивался в 2,5-3 млрд. долл., а сейчас можно рассчитывать на 6-8 млрд. долл. Выход Яндекса на биржу станет еще одним звонком для иностранных инвесторов, для открытия российского Интернета зарубежным инвестициям.

ВГТРК тоже отметился интересом к стартапам. Но в отличие от других подобных проектов, фонд не будет вкладывать реальные деньги в бизнес. В обмен на миноритарную долю в компании, начинающим предпринимателям будут предложены рекламные возможности на собственных Интернет-ресурсах владельцев фонда. Схема «доля в обмен на рекламу и трафик», вполне жизнеспособна в российских условиях. Далеко не все рекламные возможности многих сайтов используются на 100%, поэтому реклама своих проектов не нанесет существенного урона основному бизнесу, но может сделать успешным новый проект, отдача от которого может превысить гипотетически «упущенные рекламные доходы».

О своих намерениях в отношении российских стартапов объявил и совладелец холдинга Mail.Ru Group Юрий Мильнер, создавший для зарубежных инвестиций собственный фонд Start. Деятельность которого планируется распространить и на российский рынок. Правда лимит инвестиций в каждый перспективный проект будет не больше 50 тыс. долл., что вполне достаточно для оценки идеи и последующего предложения проекта другим венчурным инвесторам. Фонд уже профинансировал 36 проектов.

Вообще размах инвестиционной активности DST впечатляет, особенно учитывая инвестиционную узость Рунета. Напомним, что в 2010 году Digital Sky Technologies (DST), разделилась на компании Mail.ru Group (российские активы) и DST Global (активы за пределами России).

DST Global за первый квартал 2011 году успела совершить довольно много крупных приобретений. В январе было инвестировано около 50 млн. в акции Facebook, а также в рамках пула из семи фондов, DST Global профинансировал инвестиции в размере $950 млн. в сервис групповых скидок Groupon. По мнению портала Maonline.ru, общие инвестиции в скидочный бизнес российских предпринимателей превысили $250 млн. Отдельно стоит отметить выход фонда на китайский рынок, где компания совместно с партнерами инвестировала в 360buy.com - китайский аналог Amazon.

Сервисы групповых покупок вызывают интерес инвесторов не только зарубежом, но и в рунете. Компания Access Industries, принадлежащая Леонарду Блаватнику заплатила за 30% Vigoda.ru от 5 до 7 миллионов долларов. Причем планы инвесторов в отношении актива весьма амбициозны. В течении ближайших лет Access Industries планирует нарастить стоимость активов Vigoda.ru до 200 миллионов долларов.

Сектор интернет-торговли отметился двумя сделками. KupiVip привлек 55 миллионов долларов от нескольких фондов, среди которых Badlerton Capital, Bessemer Venture Partners и Russia Partners. Это сделка стала крупнейшей в истории российской онлайн-торговли. А с учетом ранних раундов инвестиций, общий их объем достиг 86 миллионов долларов. Интерес к сектору неудивителен, ведь объем электронных продаж в прошлом году поднялся на 35 процентов, и Россия стала вторым по числу пользователей интернет-рынка Европы после Германии. А прогнозирующийся рост рынка, вкупе с увеличением проникновения электронных платежей и улучшением логистики, делают его еще более привлекательным для инвесторов.

Другие Интернет-ритейлеры идут по пути привлечения средств на развитие бизнеса за счет выхода на биржу. Так решила поступить сеть "Ютинет.ру", планирующая разместить 15% своих акций на ММВБ. По некоторым данным в процессе IPO продаваться будет только допэмиссия акций, а существующие акционеры выходить из компании не планируют. Оценка компании, по мнению экспертов, опрошенных CRMdaily.ru может составить до 100 миллионов долларов.

Сектор Интернет-сайтов отметился новостями о возможном приобретении United Media Holding сайта sports.ru. По некоторым данным сделка по выкупу контрольного пакета sports.ru находится уже на завершающей стадии. Портал sports.ru входит в пятерку лидеров спортивных интернет-порталов. В декабре 2009 года его аудитория составляла 1,092 млн. человек, в июле 2010-го - 1,247 млн. человек, а в декабре 2010-го - уже 1,423 млн. человек (среднемесячный охват - количество человек, заходивших на сайт хотя бы раз за период, Web Index "TNS Россия"), города с населением 100 тыс. человек и более, возраст аудитории - 12-54 года.

В секторе производителей программного обеспечения стоит выделить знаковую для российского рынка сделку по приобретению фондом General Atlantic 20% акций "Лаборатории Касперского". Стоимость сделки по мнению экспертов могла составить 150-220 миллионов долларов. Продажу такого значительного пакета акций стоит рассматривать в свете планов "Лаборатории Касперского" по проведению первичного размещения акций (IPO), и усиления позиций на рынке США.

Еще один крупный игрок планирует провести вторичное размещение в текущем году. Компания Армада, занимающаяся разработкой программного обеспечения и it услугами, планирует разместить на рынке около 3 миллионов акций, с целью повышения ликвидности бумаг. Особенностью эмитента является нетипичный для российских компаний высокий порог free float. В настоящее время он составляет около 44%, а в результате допэмиссии увеличится до 65%. В целом Армада планирует привлечь около $31 млн., которые будет потрачены на скупку конкурентов, чей бизнес дополнит и расширит предлагаемые сейчас продукты.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase