Слово не убьет

Расскажите друзьям
Ирина
Ирина

Как победить вербальную агрессию: поэтапный план

Артур Г. Белл. Разрушительный логос. Наука побеждать в словесных войнах. - М.: Вершина, 2008

По многим исследованиям, среди причин увольнения сотрудников российских компаний достаточно часто звучит такая, как «грубость начальников или коллег». Рискнем предположить, что вряд ли люди, участвовавшие в подобных опросах, подвергались физическому насилию, а вот вербальная агрессия наверняка встречается сплошь и рядом. Сегодня умение вести себя в условиях «словесных войн», постоянно разворачивающихся в офисах, становится жизненно важным и для карьеры, и для здоровья.

Особое внимание на проявление любых видов агрессии должны обратить руководители всех уровней. Во-первых, потому что «враждебность на рабочих местах убивает производительность: сотрудники, которые чувствуют себя несчастными, больными или сердитыми, не могут трудиться с полной отдачей». А во-вторых, потому что в роли агрессоров чаще всего выступают они сами - руководители.

Однако любое нападение предполагает наличие двух сторон. Что же делает человека жертвой? В своей книге Артур Белл называет несколько причин возникновения конфликта. Например, принадлежность людей к разным типам индивидуальности. «Серьезные фундаментальные различия в характерах, особенно в периоды напряжения деловой обстановки, способны инициировать вербальную агрессию», - пишет Артур Белл. Однако поскольку привести все характеры «к единому знаменателю» невозможно, менеджеры должны постараться понять и учесть, каким образом различия в характерах влияют на их деловые взаимоотношения.

Причинами уязвимости могут стать и служебное положение, и статус сотрудника внутри компании. Настороже следует быть сотрудникам, занимающим ключевые позиции: корпоративные «звезды», допустив ошибку , могут легко превратиться в «козлов отпущения». Кроме того, вызвать нападение может любой признак, отличающий вас от агрессора: спокойная манера поведения, воспринимаемая, как слабость; ваш возраст; пол; образование; акцент и т. д.

Артур Белл подробно рассматривает не только причины возникновения вербальной агрессии, но и способы ее проявления. Отдельная глава книги посвящена описанию и анализу типичных сценариев вербальной агрессии: от завуалированных угроз («перейдя мне дорогу, вы заработаете себе плохую карму, потому что я не тот человек, которого вы хотели бы видеть среди своих врагов») и публичного разноса на совещании до постоянного употребления бранных и шокирующих слов.

Автор книги не оставляет без внимания и ситуации, косвенные вербальной агрессии. Столкнувшись с прямой агрессией, человек имеет возможность дать немедленный отпор. Но можно ли противостоять агрессору и при нападении «из-за угла», когда в ход идут слухи и сплетни? В этом случае Артур Белл советует «не размениваться по мелочам и не поддаваться на провокации каждый раз, когда слышите, что ваше имя упомянуто за вашей спиной. Позволяя, конечно, до определенной степени, людям болтать, сколько им заблагорассудится, вы сэкономите огромное количество энергии, которая была бы потрачена на попытки удостовериться в том, что все и всегда говорят о вас только хорошее».

Что же делать, если вам не повезло и ваш руководитель не относится к тем дальновидным лидерам, которые стремятся к созданию комфортной психологической обстановки на рабочих местах, прислушиваясь к мнению своих подчиненных? Обратиться к юристам или к вышестоящему руководителю?

К сожалению, даже в США у сотрудников в большинстве случаев нет возможности наказать вербального агрессора по закону. Артур Белл приводит ответ адвоката на жалобу клиентки: «Ни один закон не требует, чтобы начальник был хорошим или просто нормальным. Ситуацию можно попробовать обсудить с вышестоящим руководителем, но в случае неудачи, вам придется искать новое место работы».

В борьбе с вербальной агрессией человек должен рассчитывать прежде всего на самого себя. А узнать о том, как предупреждать подобное разрушительное поведение и как вести себя в случае его возникновения, вы можете из главы «Поэтапный план, позволяющий остановить вербальную агрессию», которую RB.ru предлагает вашему вниманию.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
IT Synergy
23 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase