Архив rb.ru

"Соллерс" вслед за "АвтоВАЗом" построит завод в тайге

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Но другие компании вряд ли за ними последуют, считают отраслевые эксперты

"Соллерс" вслед за "АвтоВАЗом" построит завод в тайге
Присоединиться
Российский автопроизводитель "Соллерс" (бывшая "Северсталь-авто") планирует в следующем году организовать производство корейских внедорожников SsangYong и японских грузовиков Isuzu на Дальнем Востоке. Ранее стали известны планы "АвтоВАЗа" начать сборку в этом регионе японских автомобилей Nissan.  До сих пор ни одни производитель выходить на этот специфичный рынок не решался. Не будет столпотворения и в этот раз: эксперты считают, что другие автоконцерны вряд ли решатся пуститься на покорение тайги.

Почти весь Дальний Восток находится во власти японского "секонд-хенда", а автомобили любых других марок не пользуются здесь популярностью. Автопарк Дальнего Востока на 87% состоит из японских иномарок, по данным "Автостат". Даже дилерские центры стали открываться в этом регионе совсем недавно. И вот теперь в тайге могут появиться автомобильные производства.

Первым решил рискнуть "АвтоВАЗ". Как ранее писал RB.ru, "АвтоВАЗ" заинтересовался Дальним Востоком не для себя, а в интересах своего нового партнера по альянсу Renault-Nissan: организовать здесь сборку автомобилей хочет Nissan. В сентябре японцы вместе с "АвтоВАЗом" должны начать поиск подходящей площадки. Волжский автогигант присматривается, например, к авиационному производственному объединению (КНААПО) в Комсомольск-на-Амуре, где в будущем году будут серийно производиться российские самолеты Sukhoi SuperJet-100. Пока это предприятие недозагружено выпуском военных самолетов, а сроки по SSJ-100 растягиваются, поэтому вполне можно найти место для сборки автомобилей. Впрочем, конкретного решения по площадке в Комсомольск-на-Амурске не принято.

Теперь же этим специфичным регионом России заинтересовалась еще одна автомобильная компания - "Соллерс" (бывшая "Северсталь-авто"). Сегодня ее финансовый директор Николай Собелев официально заявил, что компания намерена создать производство на Дальнем Востоке уже в следующем 2009 г. Речь, по его словам, идет о сборке корейских внедорожников SsangYong и японских грузовиков Isuzu. "Сейчас есть несколько реалистичных сценариев", - цитирует Соболева "Интерфакс". Пока наиболее вероятным, по его словам, является создание производства "с нуля".  Компания "Соллерс" намерена определиться с объемами производства и выбором площадки до конца этого года. 

На какие объемы производства стоит выходить "АвтоВАЗу" и "Соллерс" в регионе аналитикам прогнозировать сложно. Константин Романов из ИК "Финам" считает, что на первом этапе имеет смысл запускать относительно небольшие предприятия мощностью 10-15 тыс. автомобилей в год, но оставлять возможность для их расширения. Евгений Шаго из "Ингосстрах-Инвестиции" полагает, что "АвтоВАЗ" вполне может создать производство нескольких десятков тысяч автомобилей Nissan, если одной из моделей станет бюджетная, например, Nissan Almera. Что касается сборки внедорожников Ssang Yong и грузовых Isuzu, то "Соллерс" надо рассчитывать на совсем небольшие объемы производства - максимум 2-3 тыс. в год, считает эксперт.

Первопроходцы

До сих пор ни одни автопроизводитель даже не пытался выходить на рынок Дальнего Востока. Автоконцерны и дилеры не рассматривали этот регион как перспективный рынок сбыта. На территории России интересной была и остается только европейская часть страны.  Слишком много рисков таит в себе Дальний Восток, где по большей части территории растянулась тайга.

Самый огромный риск - столкнуться с отсутствием спроса на новые автомобили, считает отраслевой аналитик "Ингосстрах-Инвестиции" Евгений Шаго. Это малонаселенная территория России, где любой автомобиль столкнется с жесткой конкуренцией японских иномарок, объясняет эксперт. Из-за необходимости конкурировать с качественными и недорогими подержанными "японками", компаниям придется устанавливать цены на их уровне или даже ниже, добавляет отраслевой аналитик ИК "Финам" Константин Романов. "Для корейских автомобилей дополнительный риск - низкая лояльность потребителей Дальнего Востока к этим брендам", - отмечает он.

Однако доходы населения, в том числе и жителей Дальнего Востока, растут, плюс этот регион получил сильную поддержку со стороны государства, объясняет проявленный интерес автоконцернов к региону Евгений Шаго. С ним солидарен аналитик из ИК "Финам" Константин Романов: " В последнее время, в частности, в этом году стал активно обсуждаться вопрос развития Дальнего Востока. Кроме того, очевидно, что Россия все в большей степени ориентируется на Азию, что повышает привлекательность развития бизнеса территориально близких к ней регионам. Как результат, сейчас компании могут рассчитывать на поддержку государства при реализации производственных проектов, а их географическое расположение дает дополнительные перспективы развития".

Минэкономразвития даже планирует возобновить заключение соглашений по промсборке автомобилей, которые дают льготы на ввоз комплектующих автоконцернам, создавшим в России мощности не менее 25 тыс. машин в год. Промсборка интересна для сборочных проектов на Дальнем Востоке.



Кроме господдержки есть и другие преимущества организации производства в этом регионе: недорогая рабочая сила и возможность ввозить комплектующие с низкими логистическими издержками, отмечает Романов.

Впрочем, эксперты считают, что следом за "АвтоВАЗом" и "Соллерс" другие автопроизводители вряд ли пойдут покорять тайгу. "Откровенно говоря, кажется, что двух предприятий для региона вполне достаточно. Тому же "ГАЗу", например, теперь стоит ориентироваться на Сибирь", - говорит Константин Романов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ERP-система обойдется в 50 млн рублей. С чем сталкиваются предприятия, которые решили «цифровизоваться»
  2. 2 Мифы о производственной 3D-печати: дорого, ненадёжно, медленно
  3. 3 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
  4. 4 Как организовать собственное производство косметики
  5. 5 Стартапы поборются за инвестиции в акселераторе АГНИ