Архив rb.ru

Сооснователь Domgeo: Главная проблема России - это ее восприятие

Архив rb.ru
Анна Сафронова

Автор: RB.RU

Анна Сафронова

Итальянец, развивающий бизнес в Москве, поделился своими впечатлениями

Сооснователь Domgeo: Главная проблема России - это ее восприятие
Карло Вальтер – итальянский бизнесмен, работавший консультантом в области построения интернет-бизнесов Лондоне, Буэнос Айресе и Сан-Франциско. Сейчас он живет в России и развивает сайт по поиску недвижимости Domgeo, сооснователем которого он является. RB.ru выяснил, чем отличается ведение бизнеса в России от работы за рубежом, и как наша страна воспринимается на Западе.
 
- Расскажите о Domgeo тем, кто не слышал об этом проекте?

- Идея проекта по поиску недвижимости возникла в июне 2011 года, в сентябре запустили сайт. Сейчас в нашей базе 110 тыс. объектов по Москве. Мы больше фокусируемся на недвижимости на продажу, нежели в аренду, поскольку это кажется более перспективным в плане монетизации.
 
- Чья была идея проекта и как она возникла? Все-таки, Domgeo – далеко не первый в России сайт по недвижимости…

- Идея создания Domgeo наша общая с Fast Lane Ventures.  Поскольку я несколько лет работал в проекте Rightmove.co.uk, который является самым популярным сайтом по поиску недвижимости в Великобритании, а у Fast Lane Ventures  есть опыт запуска онлайн-бизнесов на российском рынке. Мы понимаем, что мы не первые в этой области, есть множество других подобных проектов в России, но в какой-то момент мы почувствовали, что есть возможность сделать пусть и не что-то другое, а такое же, но лучше. Дело в том, что, общаясь с клиентами, я понял, что у большинства подобных сайтов есть проблема с качеством информации – часть предложений не актуальна, по некоторым из них некорректно указана цена… Поэтому мы набрали штат модераторов, которые проверяют достоверность данных об объекте. Кроме того, мы стараемся отличаться тем, что предоставляем клиентам инструменты, которые доступны пользователям западных сайтов по недвижимости. Например, мобильные приложения и географический поиск объектов.

- Кого вы считаете своими главными конкурентами?

- Если посмотреть на рынок рекламы недвижимости в России, станет ясно, что 90% приходится на офф-лайн сегмент. Да, конечно, у нас есть конкуренты в интернете, но за это я особенно не беспокоюсь. Самыми серьезными конкурентами все-таки стоит считать игроков офф-лайна. Впрочем, я думаю, скоро застройщики и риелторские агентства скоро поймут, что будущее за интернетом.
 
- Над какими интернет-проектами вы работали в других странах?

- В 2000 году я переехал в США и попал как раз на бум доткомов, работал, в частности, в ebay. В Лондоне я 5 лет проработал в Rightmove

- Почему вы решили продолжить карьеру в России?

- В 2010 году на Рождество я получил звонок от хед-хантера, который спросил, интересуюсь ли я работой в России. И я ответил: "Нет, никоим образом". Но потом я  все-таки подумал, посоветовался с женой, спросил, что она думает по поводу того, чтобы переехать в Россию, и она сказала: "Почему нет? Это может оказаться интересно". В конце концов, я решил, можно съездить туда на пару месяцев, посмотреть, какие там возможности - тем более, что в Европе экономическая ситуация не очень хорошая. И когда я приехал в Россию, я понял, что люди здесь гораздо более оптимистичные, бизнес живет и развивается. Так что, несмотря на то, что я не собирался здесь задерживаться, я здесь уже почти год, и мне здесь правда нравится. И зима не так страшна, как я себе представлял. Да, конечно, я не могу сказать, что это была моя мечта – переехать в Россию, и тем не менее, сейчас я очень доволен тем, что нахожусь здесь – здесь происходит очень много всего интересного, ситуация мне напоминает ту, что была в Сан-Франциско в начале 2000-х, здесь люди активны и очень хотят что-то делать, и мне очень нравится эта энергетика.


- Но когда вы получили тот звонок от хед-хантера, с чем все-таки были связаны ваши сомнения? Что на тот моменты вы думали о России и о ведении бизнеса здесь?  

-  Ну, знаете, если я и мечтал о том, чтобы переехать за границу, я думал, что это будет, к примеру, США, где хороший климат, побережье, английский язык… Когда выяснилось, что это может быть Россия, я в меньшей степени переживал о том, что здесь будет сложно вести бизнес – все-таки, у меня немалый международный опыт. Но меня беспокоило, какой будет жизнь в Москве - у нас маленький ребенок, поэтому важна развитость инфраструктуры в том городе, в который мы переезжаем. Я был в Москве 20 лет назад, во время школьных каникул. С тех пор я знал, что Красная площадь – замечательная, а в остальном Москва мне запомнилась холодным серым городом. А на самом деле оказалось, что здесь вполне нормальная зима – пусть и холодная, но с большим количеством солнечных дней. И с инфраструктурой тоже, оказывается, все не так плохо, как представляют себе на Западе.

- Но вы же не могли не знать, что в России очень высокий уровень коррупции, от чего страдает бизнес как российских, так и иностранных компаний? Неужели вас не беспокоила перспектива с этим столкнуться?  

- Я понимаю, что коррупция – это большая проблема для бизнеса в России, но в других странах она тоже существует. Я родом из Италии, и там тоже есть коррупция, пусть и не в таких масштабах, как в России. Но что важно, для человека, который приезжает к вам, не зная языка, не зная местных реалий? Это работа с русскими коллегами, которые живут здесь всю жизнь и понимают все бизнес-нюансы. Fast Lane Ventures – наш ключевой инвестор, имеет опыт в создании бизнеса в России и знает, как избежать налоговых и других финансовых проблем. И, наверное, мне повезло, я пока не сталкивался с российской коррупцией, думаю, благодаря тому, что интернет-бизнес вообще менее коррупционноемкий по сравнению с другими. Вот если бы я собрался построить здесь жилой дом, конечно, с меня, наверняка, требовали бы взятки.
 
- Какие различия между британским и российским рынками недвижимости?

- Если посмотреть на структуру рынков, то окажется, что в России и Великобритании она очень похожа. В России, как и в Великобритании, большая часть сделок проходит с участием риелторских агентств, тогда как в некоторых других европейских странах очень много сделок осуществляется напрямую между продавцом и покупателей.
 
Вы знаете, в России распространено такое мнение, даже среди моих коллег, что в Великобритании агенты – очень милые люди, очень честные, помогут перейти вам дорогу и пригласят на ужин. Но риелторская индустрия во всем мире далеко не всегда состоит из профессиональных людей. Здесь крутятся большие деньги, платятся большие комиссии, и многие из риелторов не воспринимают эту работу как свою постоянную, они думают: "Сейчас я получу комиссию от сделки, а в следующем месяце займусь чем-нибудь другим". Это проблема индустрии во всем мире. Восприятие риелторских агентств в России очень плохое, здесь не много найдется людей, которые любят риелторов, но и в Великобритании то же самое, агенты имеют очень плохую репутацию. Хотя за последние 10 лет рынок в Британии стал более регулируемым, более прозрачным, чем в России.

- Может быть, есть какие-то вещи на российском рынке, которые удивили или шокировали вас?

- Нет, не сказал бы. Так что меня удивило – это размер рынка. Я знал, что он велик, но, знаете, иногда нужно оказаться на месте, чтобы по-настоящему оценить масштабы. И я считаю, что только когда становишься участником рынка, начинаешь видеть, сколько здесь возможностей. Я понял также, что здесь коррупции не больше, чем я ожидал, уровень сервиса чуть ниже, чем я ожидал, уровень комиссий чуть выше, чем я ожидал. Но не нашлось ничего такого, чего бы я совсем не предполагал увидеть.
 
- А заметили ли вы какие-то различия в ведении бизнеса в России и Европе? Различия в стиле ведения переговоров, в отношениях между коллегами…

- Наверное, я не самый лучший человек, у которого можно было бы об этом спросить. Я работаю в стартапе, у нашего проекта - иностранные инвесторы, меня окружает множество людей, которые работали за границей или вообще являются иностранцами. В общем, по моим наблюдениям стартапы в России не отличаются от стартапов где-нибудь в Сан-Франциско или Лондоне. Да, может быть, рабочий процесс осуществляется здесь немного иначе: гораздо больше бумажной работы, больше бюрократии Я уже чувствую, что скоро стану экспертом в этом деле (смеется – ред.). Еще один момент – в России очень сложно найти квалифицированные кадры. Но и в Великобритании это непросто. Да, может быть, в России это на 10-20% сложнее, над этим приходится усерднее работать и проявлять креативность… В общем, да, есть какие-то отличия, но я ими наслаждаюсь – благодаря им, работать интереснее. Кстати, что хорошего могу сказать про Россию? Люди здесь очень открыты к зарубежному опыту, они стараются находить что-то положительное в других странах и адаптировать это к российским реалиям. На Западе – в Великобритании, Германии – людей гораздо меньше интересует остальной мир, они замкнуты на себе.
 
- В чем вы видите главную проблему российского рынка недвижимости? Почему, несмотря на все призывы, массового выхода на него иностранных инвесторов так и не произошло?
 
- Я думаю, что главная проблема – это восприятие. Что мы слышим о России, находясь в Лондоне? Что исход президентских выборов был предрешен, что в стране очень много коррупции и люди наживают себе состояние слишком быстро… Российские олигархи приезжают в Великобританию и покупают футбольные клубы и всю лучшую недвижимость… Возникает логичный вопрос: почему они тратят деньги на Западе, вместо того, чтобы инвестировать их в недвижимость в Москве или Сочи? Вы понимаете, восприятие России на Западе не сильно отличается того, что было во время Холодной войны. Когда я общаюсь со своими бывшими коллегами и говорю, что я сейчас в России, они спрашивают: "А это безопасно? А там много коррупции?". Кстати, российские протесты вызвали огромный резонанс на Западе. Там люди думают, что каждый москвич вышел на демонстрацию, но это ведь далеко нет так – протестовали каких-то 50 тыс. человек. На открытие нового Apple store в Лондоне приходят 100 тыс. человек. В общем, я не знаю, почему Россия так воспринимается на Западе, может быть западные СМИ сыграли в этом свою роль, но, чтобы инвесторы сюда пошли, имидж страны за рубежом надо улучшить.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter