Аукционный дом Sotheby´s вчера объявил о чистой
квартальной прибыли в размере $127,2 млн, что на 48% выше показателя за тот же
период 2010 года. По словам
руководства, эта прибыль - самая высокая в истории Sotheby´s. Эксперты
отмечают, что арт-рынок и рынок предметов роскоши вернулись к докризисным
показателям.
Президент и исполнительный директор дома Билл Рупрехт
заявил: "Это самый лучший квартал в истории Sotheby´s. Превосходные образцы
искусства сегодня как никогда желанны для коллекционеров во всем мире". Доходы
Sotheby´s от продажи предметов искусства по итогам первого полугодия 2011 года
достигли отметки в $489,4 млн. За первое
полугодие аукционный дом продал 441 лот стоимостью свыше $1 млн, тогда как в
прошлом году подобных было лишь 273.
Согласно пресс-релизу Sotheby´s, общий объем продаж
арт-рынка достиг также беспрецедентно высоких показателей в $3,4 млрд. Билл Рупрехт также отметил, что
рынок предметов искусства был одним из немногих островов стабильности в
нестабильной мировой экономике. Действительно, о новом пике на арт-рынке
свидетельствуют и Гонконгская весна, и июньские аукционы предметов современного
искусства в Лондоне, установившие новые региональные рекорды.
Sotheby´s - один из старейших в мире аукционных
домов. Совместно с аукционным домом Christie´s он занимает около 90% мирового
рынка аукционных продаж антиквариата и лучших образцов искусства.
Китайцы потянулись
к прекрасному
Рупрехт отметил, что продажи выросли во всех отделениях
Sotheby´s, однако самыми активными оказались коллекционеры из Китая.
Действительно, китайский арт-рынок стремительно развивается. Согласно
опубликованному в марте докладу
Британской федерации арт-рынка, за последний год его рост составил почти 100%.
Общий объем аукционных и галерейных продаж в Поднебесной достиг $8,3
млрд.
Также в данном исследовании говорится, что в 2010 году мировые
аукционные и галерейные продажи составили $43 млрд. 34% от этой суммы было
потрачено жителями США, 23% пришлись на Китай и 22% - на Великобританию. Таким
образом, в прошлом году впервые за всю историю китайский рынок обогнал
британский. Крупнейшие аукционные дома - Christie´s
и Sotheby´s - проявили повышенный интерес к новому тренду, они активно
увеличивают количество произведений китайского искусства в своих коллекциях.
Согласно
данным Sotheby´s по России и СНГ, инвесторы из Китая и Ближнего Востока
вкладывают не только в национальное искусство, но и во все привлекательные с
инвестиционной точки зрения сегменты арт-рынка. Китайцы покупают западное
искусство для частных собраний и инвестиционных коллекций, россияне инвестируют
в топовые вещи авторства как старых мастеров, так и современных.
"КНР сейчас фактически
является одним из крупнейших глобальных потребителей люксовых товаров, -
говорит Максим Клягин, аналитик УК "Финам
Менеджмент", - Согласно различным
экспертным оценкам, лидирующие позиции в этом своеобразном рэнкинге пока
сохраняют США, но, видимо, ненадолго. Учитывая демографическую ситуацию в
стране, а также текущие темпы экономического роста, которые позволяют
стремительно увеличивать благосостояние граждан, социальные процессы в
обществе, связанные с формированием новой элиты, нет никаких сомнений в том, что
уже в ближайшее время КНР займет первое в мире место по объемам потребления
товаров роскоши".
Интересную
оценку спросу на образцы искусства в Китае дала Эва Рухина - заместитель главного редактора
журнала "Артхроника": "Как
известно, китайцы очень азартны и при этом в КНР совсем запрещен gambling,
поэтому аукционы для обеспеченных людей являются отчасти возможностью
удовлетворить свой азарт. Sotheby´s
пришел в Китай в 2004 году, с тех пор цены на произведения искусства непрерывно
растут и в этом заинтересованы в первую очередь сами аукционные дома,
разогревающие основных покупателей перед торгами. Для того чтобы довести цену
на какую-нибудь вазу 20-го века до $18 млн, достаточно столкнуть интерес двух
магнатов легкой промышленности и пустить слух, что ваза на самом деле династии
Мин, а была оценена экспертами так дешево ошибочно".
Также
Рухина отмечает, что самым популярным изданием по современному искусству в
Пекине является Art&Investment;,
доходчиво объясняющий коллекционерам, в какие "голубые фишки" надо
вкладывать деньги. "Китайцы глубоко практичны и покупают искусство не
потому, что оно актуальное или выставлено в современных западных музеях, а
потому что верят в его инвестиционную ценность и хорошую историю продаж" -
заключает эксперт.
Роскошь стала доступнее и
инвестиционно привлекательнее
Рынок предметов роскоши, произведений искусства, антиквариата достаточно
быстро восстановился после коррекции в период кризиса и продолжает
демонстрировать высокие темпы роста, отмечает Калягин. Он напомнил, что в 2010
г. финансовые отчеты основных игроков "лакшери" были весьма позитивными, в том числе сильную
динамику демонстрировали лидеры арт-сегмента - Sotheby´s и Christie´s. "На мой взгляд, восходящая тенденция обоснована
не только восстановлением после падения в кризис, но еще и укрепляется
благодаря значительной ликвидности" - заключает эксперт.
Ранее RB.ru публиковал
статью
по материалам исследования Bain&Company;. Согласно
этому исследованию в 2011 году продажи товаров роскоши вырастут еще на 8% и
составят 185 млрд евро. К 2014 году объем рынка товаров класса "люкс"
по всему миру увеличится до 220 млрд евро. При этом авторы исследования
подчеркивают, что рост будет серьезно поддержан развивающимися рынками -
Россией, Китаем, Бразилией и Ближним Востоком. И именно на них производители
этой категории товаров сконцентрируются в ближайшие два-три года. Так, ежегодно
объем российского рынка может расти на 5-10%, рынка Ближнего Востока - на
10-12%, а бразильского рынка - на 15%.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter