Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Сотня вооруженных людей и ОМОН выступили против защитников леса в Химках

Архив rb.ru

Экологам люди в масках сказали: "Мы пришли убирать и убивать". Приехавший ОМОН задержал экологов

Сотня вооруженных людей и ОМОН выступили против защитников леса в Химках
Драматическая борьба за лес в подмосковных Химках переросла в драку: рано утром на защитников леса напали около сотни вооруженных людей в масках, заявивших, что они пришли "убивать и убирать". Некоторые экологи избиты, прибывший по их вызову ОМОН задержал самих экологов и находившихся там журналистов. Госкомпания "Дороги России", отвечающая за вырубку леса, дала понять, что нападавшие действовали по поручению подрядчика и не видит в этом нарушения закона.  Пока экологов держат в милиции и собираются судить, лесорубы продолжают валить деревья.

Защитники Химкинского леса (посмотреть на карте) дежурят в палаточном лагере с прошлой субботы - после того, как обнаружили, что в лесопарке началась незаконная, по их мнению, вырубка деревьев под строительство платной автодороги Москва-Петербург. Ситуация резко обострилась накануне вечером. Около десяти неизвестных в трусах и с татуировками напали на экологов, когда они пытались остановить руками машину, приехавшую на место новой вырубки. Досталось и корреспондентам BBC News и радио "Свобода", находившихся на месте событий. На место стычек экологи вызвали милицию, после прибытия которой вырубка леса была приостановлена.

Смена субподрядчика

За несколько часов до этого вмешаться в конфликт с экологами милицию попросило ФГУП  "Дороги России", отвечающее за вырубку леса под трассу. Глава компании Андрей Журавлев на пресс-конференции пояснил, что срыв графика работ может привести к убыткам для бюджета РФ и пригрозил экологам исками о возмещении ущерба - после того, как его подсчитают по итогам июля. В  любом случае, заверил Журавлев, "мы будем действовать в рамках правового поля". А для верности сообщил, что у дорожников с администрацией Химкинского района "есть договоренность" о пересадке "ряда насаждений из зоны вырубки в другие части Химкинского леса" (цитата по "Интерфаксу").

Сейчас вырубка леса ведется на пяти участках в Химкинском лесу. Схема выполнения работ выглядит так. Подряд на вырубку получило ООО "Производственное объединение "Теплотехник", которое в свою очередь передало его субподрядчику "Инжсервис", входящему в группу компаний "Ташир". Гендиректор "Теплотехника" Александр Семченко на вчерашней пресс-конференции сообщил, что договор с "Инжсервисом" расторгнут утром 21 июля, так  как компания не справилась с работами, и подряд передан "Лесторгу". Преимуществом нового субподрядчика Семченко назвал наличие у него "современных машин, которые не требуют присутствия людей". Со сменой субподрядчика действия против экологов активизировались.

Наступление

В пятницу около 5 утра на лагерь экологов (около 20 человек), разбитом на новом месте вырубки леса возле деревни Клязьма, напали около 100 неизвестных в белых масках, похожих на радикальных футбольных фанатов, сообщает "Экозащита". У нападавших было оружие в руках, что-то вроде кастетов, рассказала RB.ru Евгения Чирикова, возглавляющая движение в защиту Химкинского леса. Одновременно рабочие возобновили вырубку деревьев, их опекали около двадцати сотрудников частного охранного предприятия (ЧОП). Начались стычки с экологами, одна из активисток движения Рита Попова была сильно избита. Экологи вызвали милицию, с ее прибытием примерно через час вырубка была остановлена, сотня неизвестных отступила. 



Милиционеры проверили документы у защитников леса и собрались уезжать, но экологи их не отпускали, т.к. опасались, что нападающие могут пойти на серьезные преступления, в том числе, на убийство. Лидер движения Евгения Чирикова легла под колеса милицейского автомобиля. "Милиционеры сказали, что не могут спрашивать документы у людей в масках, и хотели уехать. Я лежу под колесами милицейского "УАЗа" и просто физически не даю им уехать", - рассказала в разгар событий "Интерфаксу" Чирикова. Вскоре к лагерю подъехали около 40 сотрудников ОМОНа и люди в штатском. Несколько активистов-экологов, включая Чирикову, а также шесть находившихся на работе журналистов, были задержаны и без объяснений доставлены во второе отделение милиции Химок. Палаточный лагерь экологов был разогнан, вырубка леса возобновлена. 

На задержанных составили протоколы, обвинив из по статье 20.1 КоАП ("мелкое хулиганство"), рассказала Евгения Чирикова. Более того, всех задержанных решено оперативно судить: "нас не отпускают, мы уже третий час дожидаемся суда", рассказала RB.ru в 14:20 лидер движения в защиту Химкинского леса. А тем временем, замечает она, вырубка леса продолжается, и никого из нападавших на экологов не задержали. Одна из избитых активисток собирается проийти медицинское освидетельствование, у нее проблемы с позвоночником. У другой пострадавшей нервный срыв - ОМОН очень жестко с ней обошелся, ее схватили за волосы и потащили.

У милиции своя версия событий - нападаения на экологов не было. Пресс-служба ГУВД по Московской области распространила сообщение руководства, что экипаж отдельной роты ППСМ УВД приехал утром по вызову в палаточный лагерь, но "нарушений общественного порядка зафиксировано не было". После этого  наряд милиции собрался в отделение, но около 10 человек легли под колеса служебной автомашины. На требования милиционеров пропустить их они не реагировали, и вообще - заблокировали строительную технику. Поэтому были вызваны дополнительные наряды милиции, а к эклогам применили физическую силу, после чего около 15 человек были доставлены в отделение милиции. 

Заказ дорожников

Глава ФГУ "Дороги России" Андрей Журавлев сегодня дал понять, что сотня вооруженных людей в масках действовала по заказу дорожников. "Подрядчик изъявил желание защитить людей, технику, это его решение и его право", - сказал Журавлев, не уточнив, кого он имеет ввиду - компанию "Теплотехник" или "Лесторг" (нападавшие представились милиции сотрудниками "Теплотехники"). Действия заказчика нападения он объясняет и тем, что уже были случаи уничтожения строительной техники "неустановленными лицами". Действиями защитников Химкинского леса, требующих переноса трассы, он недоволен: "Если у вас есть расчеты, обоснования - создайте рабочую группу, решайте проблемы в рамках правового поля".

Журавлев не верит, что экологи вышли на защиту леса, чтобы не допустить его вырубки. Строительство дорожных объектов, которое сопровождается частичной вырубкой леса, идет по всей Московской области, говорит он, однако такое ощущение, что "свет клином сошелся именно вокруг Шереметьево". Он убежден: экологам "только шум и нужен, а не конструктивное решение самого вопроса", и даже что "ситуация с появлением "людей в масках" в чем-то выгодна самим "защитникам", так как "им явно нужен очередной скандал". "Это ложь. Мы много раз проводили круглые столы, приглашали профессиональных строителей, предлагали свои варианты прокладки трассы", - возражает Евгения Чирикова.

При этом заявления Журавлева выглядят несколько нелогичными. Еще накануне он сообщил, проект утвержден на всех необходимых уровнях и является оптимальным. Любой другой проект трассы будет коррупционным, утверждает он, так как трасса пройдет через большее количество частных территорий, которые заранее выкуплены, со зданиями и сооружениями. А Семченко заявил, что вопрос об альтернативном проекте прохождения трассы рассматриваться не будет. Подозрения в коррупционности проекта возникли не на пустом месте: общая стоимость строительства 43-километрового участка трассы до аэропорта "Шереметьево" оценивается примерно в 1 млрд евро, то есть 23,3 млн евро (932 млн рублей) за 1 км. По данным "Деловой России", цена за километр дорог в России в среднем составляет $8,3 млн (249 млн рублей), в Германии - $6,9 млн, а в США - $6,5 млн. Трансперенси Интернешнл (Россия) говорит о выском риске использования зарезервированных под строительство земель не по назначению.

Борьба за лес

Экологи указывают, что будущий автобан через Химкинский лес лишает чистого воздуха жителей города, и требуют, чтобы платная автострада обогнула спорную территорию. Они представляли свои предложения, но их не стали принимать во внимание, после чего они и вышли на защиту леса. При этом большая часть леса их усилиями спасена. Первоначальный проект правительства Московской области предусматривал, что ширина полосы вырубки под трассу составляла 3-6 километров, под давлением экологов ее сузили в 30-60 раз до 100 м.  Как показывает международный опыт, при строительстве трасс через лес деревья вырубают не в таких масштабах. В Германии просека для автобанов обычно составляет 50-80 метров. В Финляндии ширина просеки не превышает 9-13 метров, в Норвегии от 10 до 20 метров. В Канаде и Австралии ширина придорожной полосы в лесу не может быть больше 3 метров, а если застройщику необходимо очистить участок шире, он будет обязан восстановить лесной массив на другом участке.



Дорожники говорят, что платный автобан разгрузит Ленинградское шоссе. По словам Журавлева, из 150 000 машин, ежедневно проезжающих по Ленинградскому шоссе, 80 000 перейдут на новую трассу. Расчетная плата за проезд - 1 рубль за километр, исходя из этого, ежедневно дорога будет приносить минимум 4 млн рублей выручки. Тем более, что стоимость проезда  к открытию автобана в 2013 году планируется пересмотреть. Для жителей прилегающих населенных пунктов исключений не будет - бесплатно они ездить не смогут. Защитники леса говорят, что прокладка автобана его со временем уничтожит.

Строители настаивают, что действуют строго по закону. До недавнего времени российский закон был на стороне экологов, но 5 ноября 2009 года Владимир Путин подписал распоряжение, согласно которому 144,8 га леса переводятся из земель лесного фонда в категорию "земель иного специального назначения для строительства автомобильной дороги". Защитники леса проиграли в России все суды, вплоть до Верховного, но не намерены отступать, и планируют оспорить распоряжение главы правительства в Страсбургском суде. К президенту России Дмитрию Медведеву обратились Гринпис, WWF России, Центр Трансперенси Интернешнл (Россия) и Союз охраны птиц России. В своем письме представители этих организаций призывают президента "вмешаться в ситуацию и дать указание срочно остановить все работы по строительству скоростной платной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург через Химкинский лес и вернуться к обсуждению и принятию альтернативных вариантов строительства этой магистрали".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В России появился «зеленый» калькулятор для того, чтобы сделать офисные пространства более экологичными
  2. 2 Идет прием заявок на премию «Экопозитив-2023»
  3. 3 Футболка из молока, шуба из кукурузы и сумка из яблока — как новые технологии развивают устойчивую моду
  4. 4 Тратить меньше, повысить комфорт и лояльность сотрудников — как сделать «зеленый» офис, чтобы получить такой эффект
  5. 5 «Сколково» открывает набор в акселератор для стартапов в области экологии и устойчивого развития