Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Спрос на пиво в России упал на 7%

Архив rb.ru
Илья

Илья

Производители пива надеются, что уже в этом году россияне снова станут пить больше

Спрос на пиво в России упал на 7%

  Кризис заставил россиян чаще отказывать себе в удовольствии выпить бутылочку пива. За первые три месяца года объем этого рынка в России снизился почти на 7%, подсчитали пивовары.

Крупнейшая на российском рынке пивоваренная компания "Балтика" (принадлежит концерну Carlsberg) в четверг обнародовала финансовые результаты своей деятельности за I квартал года. В I квартале 2009 г., по оценкам агентства "Бизнес аналитика", принимавшей участие в составлении отчета "Балтики", объем рынка пива в России из-за падения спроса снизился почти на 7% по сравнению с I кварталом 2008 г.

Пиво против кризиса

Аналитики компании отмечают, что этот результат лучше, чем в других отраслях: "Рынок пива в России оказался одним из наиболее устойчивых рынков в условиях общего спада экономики", - пишут они. Президент "Балтики" Антон Артемьев надеется, что в дальнейшем динамика потребления улучшится и по итогам года рынок упадет всего на 2%, несмотря на 7%-ное падение в I квартале.

В отчете Союза российских пивоваров по итогам I квартала говорится, что падение производства пива вызвано не только снижением покупательской способности, но и негативным эффектом от введения в 2008 г. опережающей ставки акциза на пиво.

Пивной рынок сокращается не первый год: по подсчетам Росстата, в 2008 г. в России было произведено на 0,6% меньше пива, чем в 2007 г. "Произошло объективное насыщение, - говорит RB.ru аналитик ИК "Финам" Максим Клягин. - Последний раз позитивную динамику рынок пива показал в 2007 г., когда вырос на 16%, но уже тогда это было неожиданно". По итогам 2008 г. снижение составило 0,4%, а спрос сместился в средний и низкий ценовой сегменты, напоминает эксперт.

Прогнозы аналитика "Финама" практически совпадают с прогнозом президента "Балтики": объем рынка по итогам года, по мнению эксперта, упадет на 1,5-3%. Но при реализации пессимистичного сценария кризиса - если будет вторая волна безработицы и возобновится девальвация рубля, прогноз придется пересмотреть в пользу увеличения, говорит он.

"Балтика" на плаву

Продажи пива под этикетками "Балтики" тоже падали, но медленнее рынка - за первый квартал они снизились на 5%, с 9 до 8,5 млн гектолитров. При этом финансовые результаты компании позитивные: ей удалось на 5,3% увеличить выручку и на 39,6% поднять операционную прибыль. В результате доля "Балтики" на пивном рынке выросла на 1,5% к аналогичному периоду прошлого года и достигла 39,9%.

Конкуренты "Балтики" закончили год не столь успешно. К примеру, концерн Anheuser-Busch InBev (ближайший конкурент "Балтики"), отчитался о падении российских продаж в натуральном годовом выражении на 9,3%. Отрицательный результат компания объясняет общим снижением объемов российского пивного рынка и сокращением своей доли в массовом сегменте из-за фокуса на более доходных брендах. "Портфель "Балтики" сформирован более продуманно, - считает аналитик Максим Клягин. - У нее есть локальные бренды и больше продуктов в низкой ценовой категории, куда сегодня смещается спрос".

Рыночная доля InBev в I квартале снизилась до 16,8%, доля Heineken выросла до 14,2% с 14% годом ранее, Efes увеличил долю до 9,7% с 8,9%, а SABMiller - сократил до 6,3% с 6,5%.

"Балтика" объясняет собственные хорошие финансовые результаты успешным "распределением производственных площадок по стране, совершенствованием системы логистики, созданием собственного агропроекта и мероприятиями по повышению операционной эффективности". Но некоторые аналитики, в частности Алексей Кривошапко из Prosperity Capital Management, считают, что главная причина роста выручки компании - повышение цен на пиво (оно подорожало за I квартал на 4%) и снижение цены на ячмень. Однако Максим Клягин из "Финама" считает, что снижение цен на ячмень в I квартале было не столь значительным (средние цены  по России снизились на 1,5% в марте по отношению к декабрю), также как и повышение отпускной цены на фоне инфляции выглядит не столь существенным. Поэтому, считает он, умалять достижений "Балтики" не стоит.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter