Архив rb.ru

Spyker хочет спасти шведскую марку Saab от ликвидации

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

В нидерландской компании уверены, что от их предложения GM будет сложно отказаться

Spyker хочет спасти шведскую марку Saab от ликвидации
Присоединиться
Голландский производитель люксовых автомобилей Spyker, главным акционером которого является российский бизнесмен, представил новое предложение General Motors по покупке шведской марки Saab. В Spyker уверены, что американский концерн не сможет отказаться от новых условий сделки, и продаст им Saab.

Первое предложение Spyker на покупку Saab было отклонено GM в прошедшую пятницу. Как пишет сегодня Bloomberg о ссылкой на источники, знакомые с ходом переговоров, наличие россиян в числе акционеров Spyker, а также поддержка заявки на приобретение Saab российским капиталом, стали одной из причин, по которой GM отказалась в пятницу от сделки. Правда, это была не единственная проблема.

Однако голландская компания с российским владельцем по-прежнему настроена серьезно: вчера Spyker представила GM новое предложение, в котором были учтены все 11 пунктов, по которым у переговорщиков ранее возникали трения. Теперь для оферты не надо получать одобрения ЕЦБ на выделение кредита для Saab до конца этого года. Оферта действительна до часу ночи вторника по московскому времени.

Таким образом, Spyker готов идти на уступки продавцу, и может стать спасителем марки Saab, потому что шведскому производителю машин грозит ликвидация в случае отсутствия сговорчивых покупателей.

Saab в кармане

Гендиректор Spyker Виктор Мюллер говорит, что испытывает "сильную уверенность" в том, что новое предложение поможет возобновить переговоры с GM и привести к продаже Saab. "Мы сделали все возможное, чтобы решить проблемы, которые препятствовали завершению этой сделки, и мы просим GM и другие заинтересованные стороны серьезно отнестись к рассмотрению нового предложения", - цитирует Мюллера BBC. - Мы уверены, что наше новое предложение выведет нас из тупика, в который мы зашли на пути подписания соглашения в пятницу, и позволит заключить сделку до истечения срока, установленного GM", - добавляет он. GM собиралась продать Saab до 31 декабря этого года. Если достойных покупателей найти не удастся, то шведская марка будет просто ликвидирована.

Saab не приносит GM прибыли с 2001 года, а его продажи составляют всего 1,1% от мирового объема продаж GM. В прошлом году убытки Saab составили 3 млрд шведских крон (255 млн евро или $412 млн).

Российские корни Spyker

Spyker - это небольшая голландская компания, крупнейшим держателем акций которой (29,9%) является российский бизнесмен Владимир Антонов - глава банковского холдинга "Конверс групп". Еще 23% акций голландского производителя принадлежит суверенному фонду Абу-Даби Mubadala, 10% - гендиректору Skyper Виктору Мюллеру.

За первые полгода Spyker выпустила 21 суперкар премиум-класса, и получила $8,7 млн чистого убытка. С момента публичной оферты в 2004 году компания еще ни разу не получала прибыль. Несмотря на это, эксперты Bloomberg считали Spyker фаворитом сделки, так как он больше похож на предыдущего покупателя Saab - шведского производителя люксовых автомобилей Koenigsegg. К тому же Spyker в прошлом помимо автомобилей производил самолеты и авиационные двигатели, также как и Saab до покупки его GM.

Spyker хочет спасти культовый бренд, и сохранить работу тысячам сотрудникам Saab. В Швеции на Saab работает 3400 человек. По оценке GM, от ликвидации марки пострадают еще 8 000 сотрудников, работающих  в дилерских центрах Saab.

Сейчас по дорогам мира ездит почти 1,5 млн автомобилей марки Saab, и их владельцы обрадуются второму рождению марки, говорит Мюллер газете "Ведомости". Завершение сделки будет выгодно для обоих партнеров. Spyker получит современные производственные мощности и инжиниринг, а также доступ к широкой дилерской сети Saab (1100 дилеров), GM - дополнительное финансовое вливание.  

Распродажа

GM заявила о готовности продать Saab еще в январе этого года. Летом на шведскую марку нашелся покупатель в лице шведского производителя спорткаров Koenigsegg. Однако в ноябре покупатель неожиданно отказался от сделки из-за финансовых проблем. 

GM пытается избавиться не только от Saab, но и от других своих брендов, которые приносят концерну одни убытки. Однако переговоры ни по одной сделке до сих пор не были доведены до конца. На Pontiac покупателей вообще не нашлось, и производство этих машин уже навсегда остановлено. Компания Penske отказалась купить Saturn, и GM решила ликвидировать бренд. Продажа Hummer китайской SAIC затянулась с весны этого года, и конца переговорам до сих пор не видно. Продавать Opel концерн отказался сам, решив самостоятельно провести реструктуризацию немецкого подразделения. После того, как в июле GM прошла процедуру банкротства, главной задачей для концерна стало стать более компактным производителем. GM сосредоточил свое внимание на развитии четырех брендов - Chevrolet, GMC, Cadillac и Buick. Сейчас 62% акций GM принадлежит правительству США.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность