Архив rb.ru

США поставили крест на водородных двигателях для автомобилей

Архив rb.ru
Николай

Николай

Вашингтон резко сократил госфинансирование технологии топливных элементов как слишком сложной

США поставили крест на водородных двигателях для автомобилей
Правительство США не верит, что автомобили на водороде могут стать реальностью в ближайшие годы, поэтому бюджетные средства будут перенаправлены на развитие других более жизнеспособных технологий - в первую очередь на разработку гибридных электродвигателей.

В 2003 году президент Джордж Буш сделал футуристический прогноз: "Когда нынешние дети вырастут и сядут за руль своего первого автомобиля, это может быть автомобиль, работающий на водороде и не загрязняющий окружающую среду". Тогда его прогноз казался вполне выполнимым - ведущие автомобильные корпорации рапортовали об успехах по созданию прототипов, работающих по технологии водородных топливных батарей.

Такие автомобили заправляются водородом. Газ в топливной батарее вступает с кислородом из воздуха в химическую реакцию, в результате которой вырабатывается электроэнергия, которая приводит в действие электродвигатель. Побочные продукты реакции: тепло и чистая вода. Технология, несмотря на ее сложность, выглядела перспективной.

Более того, американские автопроизводители, в свое время пропустившие развитие гибридных автомобильных двигателей, опасались опять оказаться на вторых ролях у японских компаний. Поэтому в 2003 году Джордж Буш открыл пятилетнюю программу финансирования исследований топливных батарей - ее общая сумма составила $1,2 млрд.

Исследования шли, однако целый ряд технических сложностей так и не был эффективно решен. Хотя экспериментальные автомобили и автобусы на водороде уже несколько лет ездят по дорогам в США, дальше небольших, но очень дорогих, собранных вручную серий дело не пошло.

Сегодня даже сторонники технологии признают: до ее полноценного коммерческого внедрения еще долго. Компания Fuel Cell Today, информирующая о достижениях технологии, сообщает, что топливные батареи по-прежнему дороги в производстве, они больше и тяжелее обычных двигателей, технические характеристики автомобилей на топливных батареях ниже принятых на рынке стандартов.

Между тем, гибридные бензино-электрические автомобили уже несколько лет серийно выпускаются по всему миру. И, по всей видимости, именно электро- и гибридные двигатели, а также  новые виды топлива для двигателей внутреннего сгорания в ближайшие годы будут самыми популярными технологиями на рынке.

Деньги - на электричество и биотопливо

В результате в бюджете министерства энергетики США на 2010 финансовый год расходы на топливные батареи сократились на $101 млн - до $68 млн. Причем оставшееся финансирование будет направлено на разработку топливных батарей для электростанций и портативных устройств, а не автомобилей.

Глава министерства энергетики США, нобелевский лауреат по физике Стивен Чу объяснил, что автомобили на водородном топливе массово не появятся на дорогах еще 10-20 лет, и правительство должно вкладывать средства в технологии, которые смогут быстрее принести свои плоды.

При этом совокупное финансирование новых транспортных технологий в 2010 году было увеличено на 22% - до $330 млн. Большая часть этих средств пойдет на разработку гибридов и электромобилей. Согласно новому плану Барака Обамы в 2015 году в автопарке США должно быть не менее миллиона гибридных подзаряжаемых автомобилей.

Помимо прямого финансирования исследований из бюджета министерства энергетики Вашингтон в рамках антикризисного плана экономических стимулов намерен выдать автопроизводителям до $25 млрд льготных кредитов на внедрение новых технологий в массовое производство.

При этом стоит отметить, что администрация Обамы приняла решение о значительном сокращении средств, выделяемых на геологоразведку запасов нефти и газа. По словам Стивена Чу, у нефтегазовых компаний достаточно собственных средств для поиска новых месторождений. В то же время расходы на исследования в области биотоплива в 2010 году, наоборот, вырастут - до $235 млн.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter