Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Стойкость рук

Архив rb.ru

Как повысить надежность цепочки поставок и сохранить конкурентное преимущество

Стойкость рук

Почему книга "Жизнестойкое предприятие", не предлагающая, по версии автора, "принципиально новой терминологии, оригинальных алгоритмов или новых процессов", сразу же после выхода стала бестселлером минувшего года? Наверное, потому, что ее автор - профессор Массачусетского технологического института Йосси Шеффи сумел превратить серьезное трехлетнее исследование возглавляемого им Центра транспортировки и логистики в захватывающее повествование о современном бизнесе. Пожаров, краж и ураганов с торнадо там так же много, как и ошибок руководителей ведущих компаний планеты.

Самое ценное в книге - инструментарий, разработанный и активно используемый ведущими компаниями мира. Например, в General Motors для классификации возможных сбоев разработали карту уязвимости, состоящую из финансовой, стратегической уязвимости, уязвимости в отношении стихийных бедствий и опасных случайностей и операционной уязвимости. Она чем-то напоминает экран радиолокационной станции, где виды сбоев расположены в концентрических кругах (ближе к центру видно все, что касается внутренней среды, а к периферии - внешней). В итоге, как пишет Шеффи, "карта позволяет компании при планировании сосредоточиться на регионах повышенного риска, с одного взгляда выявить проблемную зону и оперативно реагировать".

Кроме карты уязвимости есть в книге пирамида аварийных ситуаций, построенная исследователями Пенсильванского университета. В ней подробно описаны семь этапов процесса управления аварийными ситуациями (от выявления инцидента до контроля и доработки) в любой компании. Есть в книге Шеффи и эффект кнута, открытый компанией Procter & Gamble (суть его в том, что амплитуда колебаний объема заказов и уровня запасов возрастает по мере продвижения к началу цепочки поставок); и шесть характеристик прогнозирования, и процессы производства быстрого реагирования (quick response manufacturing - QRM).

Гибкие компании в книге встречаются постоянно. Например, Вirkenstock Shoes, основанная в 1774 г., успешно продает по всему миру сотни видов обуви различных цветов и размеров. В 2004 г. компания UPS предложила Вirkenstock услугу по международной перевозке товаров по принципу отсрочки, названную торговлей напрямую. "Чтобы сократить время на доставку обуви с предприятий-изготовителей в магазины США, - пишет профессор, - UPS полностью взяла на себя распределение продукции Birkenstock, что избавило обувную компанию от ряда операций по промежуточной обработке и упаковке продукции". В итоге у Вirkenstock, заводы которой находятся в Германии, появилась возможность распределять продукцию по розничным торговым точкам с учетом последних пожеланий заказчиков всего за несколько дней до поставки.

Но вряд ли семь мер по снижению уязвимости, предложенные в итоге Йосси Шеффи, возьмут на вооружение руководители российских компаний. Но уверен, что все они согласятся с его утверждением о том, что, если жизнь подсунула вам лимон, приготовьте из него лимонад.

Андрей Кузьмичев

Опубликовано в газете "Ведомости" 14 ноября 2006 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Расследование о крипте. Отрывок из книги «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума»
  2. 2 90 этажей мало, нужно 163: секреты планирования из книги «Управляй как шейх»
  3. 3 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  4. 4 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  5. 5 Студенчество Баффета: первые вложения инвестора