Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Суд обязал туроператора отвечать за нарушения вместо турагентства

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

По решению ВАС туроператор возместит убытки турагентству, понесенные за компенсацию туристам

Суд обязал туроператора отвечать за нарушения вместо турагентства

  Верховный арбитражный суд принял решение, которое можно считать знаковым для туристической отрасли. Суд обязал туроператора "Отдыхай!" возместить убытки турагентству "Экспресс-тур", выплатившему туристам компенсацию за замену отеля. Тем самым суд возложил основную ответственность за некачественные туры на туроператоров. На основании этого постановления продавцы туров в отношениях с его организаторами теперь смогут лучше отстаивать свои позиции, что в итоге повысит качество услуг и защищенность туристов. 

Дело, которое рассматривал Высший арбитражный суд (ВАС), относится к событиям конца 2004 г. Тогда турагентство "Экспресс-тур" продало несколько новогодних путевок в Прагу от туроператора "Отдыхай!". Но туристов поселили не в пражском отеле, указанном в договоре, а в отеле в пригороде. Туристы взыскали через суд с продавца путевок компенсацию - всего 71 тыс. руб. Турагентство в свою очередь предъявило претензии к организатору тура, требуя возместить эту сумму.

Тяжба длилась несколько лет и дошла до высшей судебной инстанции для экономических споров, которая заняла сторону турагентства. Решение по делу президиум ВАС принял 27 мая. По мнению судей ВАС, оператор изменил "существенные условия договора, качественно меняющие его предмет, - место пребывания и маршрут путешествия", сделав это перед самым началом тура. Тем самым, пишет "Коммерсант" со ссылкой на экспертов, суд восполнил пробел в законе, четко определив, за какие нарушения должен отвечать туроператор.

Что это значит 

Продавец путевок выступает посредником между организатором тура и клиентом. Отношения в этой цепочке регулируются законом "Об основах туристской деятельности". О нарушениях, за которые должен нести ответственность туроператор, там говорится размыто: "наличие в туристском продукте существенных недостатков". Каких именно - не уточняется.

Пробел этот и восполнило вчерашнее постановление ВАС. Выводы судей оказались схожими с позицией  Ростуризма, считающего, что к "существенным нарушениям" условий договора относятся невыполнение заявленных условий по проживанию, питанию и перевозке. То есть их замена с ухудшением качества трактуется как неисполнение оператором своих обязательств. Тем самым появляется реальная возможность привлечь оператора к ответственности за допущенные им нарушения, отмечают юристы.

Последствия

До сих пор турагентствам, возместившим убытки туристам, привлечь туроператоров к ответственности было сложно. Отношения между ними регулируются заключенным договором, а его условия диктуют туроператоры, отмечают юристы. Тем самым продавцы путевок оказывались меж двух огней: к ним предъявляются строгие требования по защите прав потребителей, одновременно они должны строить бизнес с туроператором. И иски к  организаторам туров турагентства  подавали редко, не желая осложнять отношения.

Вчерашнее решение ВАС, когда агент может возместить убытки за счет оператора, может эту ситуацию изменить. И хотя оно не является безусловно обязательным к исполнению судами низших инстанций, по сложившейся практике они будут на него ориентироваться при рассмотрении подобных дел. Тем самым агенты смогут более четко отстаивать свои позиции в отношениях с операторами, что повысит качество услуг и защищенность туристов.

Убытки

Между тем практика замены отелей очень распространена, особенно на массовых направлениях - Турция и Египет. И туроператоры здесь тоже зависимая сторона: замены часто происходят по инициативе деловых партнеров с принимающей стороны, и стопроцентной гарантии, что замены отеля не будет, никто не даст. Решение ВАС означает возможные убытки для туроператоров, но оценить их  сложно, так как централизованной статистики выплат по турам, в ходе которых оператор в той или иной форме не выполнил свои обязательства перед туристами, не ведется.

Одним из решений сложившейся правовой коллизии сами туроператоры видят введение аналога так называемых Франкфуртских таблиц немецких туроператоров. В них четко прописано, в каком случае какая компенсация положена туристу.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ​​Бизнес в живописном месте: советы юриста по открытию глэмпинга
  2. 2 Бизнес в Южной Африке