Судостроителей вытеснили из рейтинга оборонных предприятий России

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Новый рейтинг ЦАСТ зафиксировал провал в судостроении

Центр анализа стратегий и технологий составил рейтинг крупнейших российских производителей военной техники в 2007 году.  Его результаты показывают улучшение ситуации в авиапроме и провал в судостроении.  

Центр анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) - это независимая аналитическая организация в области экспорта оружия. Ежегодно с 2001 года ЦАСТ выпускает рейтинги компаний по объемам производства военной продукции. Составляется он на основе данных отчетности самих компаний. Этот рейтинг является единственным инструментом в России, который позволяет наглядно оценить динамику деятельности оборонных предприятий страны

В двадцатку крупнейших военных компаний попали в основном авиапредприятия, у которых прошлый год по заказам, выдался более удачным, чем у судостроительных предприятий. Как пишут сегодня газеты "Ведомости" и "Коммерсант", лидером рэнкинга 2007 года, как и в прошлогоднем, стал концерн ПВО "Алмаз-Антей", выручка которого выросла на 29%. Причем, компании существенно снизила в прошлом году долю экспорта, что говорит о наличие крупного внутреннего госзаказа на средства ПВО, говорят в ЦАСТ.  "Аэрокосмическое оборудование" (на пятом месте по объему выручки) также продолжила следовать тенденции прошлых нескольких лет - нарастила долю внутреннего оборонного заказа и производства гражданской продукции.

АХК "Сухой", ИПК "Иркут" и "Тактическое ракетное вооружение", занявшие соответственно второе, третье и четвертое места в рейтинге, напротив, эту  тенденцию не поддержали. Выручка этих компаний росла в основном за счет роста экспортных военных заказов. Так, в 2007 году наблюдался всплеск спроса на истребители Су-30 со стороны Индии, Венесуэлы, Малайзии и Алжира. На экспорт было поставлено 42 машины, что позволило компании "Сухой" увеличить выручку с 19,5 млрд до 47,6 млрд рублей (рост на 144%), а компании "Иркут" - с 17 млрд до 31 млрд рублей (82%). Рост экспорта самолетов помог нарастить выручку производителям оружия для лайнеров и авионики, в частности корпорациям "Тактическое ракетное вооружение"  и "Аэрокосмическое оборудование". Но рост финансовых показателей в авиапроме омрачается стремительным увеличением издержек предприятий, считают эксперты "Коммерсанта".

Провал судостроителей

Впервые рейтинг ЦАСТ состоит в основном из авиационных компаний, что говорит о провале в судостроительной отрасли. Как объясняют эксперты центра, экспортные заказы Китая на поставку эсминцев и подводных лодок уже выполнены, а новые, в частности, по строительству трех фрегатов для Индии на калининградском "Янтаре", еще не окончены.

Судостроительные предприятия не попали в рейтинг по причине небывалой на этот раз информационной закрытости. Представить данные за 2007 год отказались даже Балтийский завод и "Северная верфь", которые обычно открыто ими делились. В ЦАСТ объясняют это снижением в компании доли экспорта, так как в прошлом году крупные военные корабли иностранным заказчикам не сдавались.

Секреты военных

Эксперты ЦАСТ отмечают излишнюю скрытость в целом производителей военной продукции, что может объяснятся их плачевным финансовым состоянием. Не раскрыли выручку и чистую прибыль, например, Уралвагонзавод и РСК МиГ, которые ранее присутствовали в рейтинге. В начале прошлого года Алжир аннулировал заказ на истребители МиГ-29 компании РСК МиГ, что не могло не сказаться на финансовых показателях.

Не принял участия в опросе и "Севмаш", который сорвал контрактные сроки модернизации авианосца "Адмирал Ушаков" для военно-морских сил Индии. Впрочем, в "Севмаше" объясняют секретность тем, что завод недавно был преобразован из ФГУП в ОАО, и обещают предоставить данные в 2009 году, пишут "Ведомости". С оговорками в ЦАСТ признают необходимость сокрытие информации за "Севмаш", так как завод производит морские силы ядерного сдерживания РФ.  По оценкам экспертов центра, "Севмаш" должен был бы по итогам 2007 году  попасть в пятерку крупнейших военных предприятий, так как выполняет масштабный проект по строительству подводных крейсеров стратегического назначения в интересах ВМФ РФ и модернизирует крейсер "Адмирал Ушаков". Необходимость держать результаты года в секрете обоснованы также у Амурского судостроительного завода, который строит атомную подлодку проекта 971И, считают в ЦАСТ. 


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase