Супермаркетам могут запретить торговать в ночное время

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Покупателям придется покупать продукты только днем, да еще по более высоким ценам

Минпромторг ради благой помощи небольшим торговым предприятиям решил ограничить работу крупных продуктовых ритейлеров. Одно из ограничений может коснуться ночного времени работы супермаркетов. Торговые сети такому эксперименту вряд ли обрадуются, так же как и простые потребители, которые уже привыкли ходить в супермаркеты по ночам. 

Минпромторг РФ в ходе обсуждения законопроекта о регулировании торговой деятельности поддержал предложение общественных союзов и организаций по ограничению работы в ночное время крупных торговых объектов, говорится на сайте ведомства. Решение о времени работы магазинов хотят передать в ведение местных органов самоуправления. Если эти меры, прописанные в думском варианте закона "О торговле", будут приняты, то муниципальные чиновники получат право указывать магазинам площадью более 2 тыс. кв.м. в какое время - работать, а в какое - нет. 

Сторонники этой идеи исходят из желания поддержать малый и средний бизнес. Владельцы же сетевых крупных супермаркетов от таких мер будут явно не в восторге. Продажи продуктовых супермаркетах в ночное время приносят в среднем около 15-20% от годовой выручки, говорит RB.ru аналитик ИК "Финам Менеджмент" Максим Клягин. Так, в сети магазинов "Азбука Вкуса" 20% от годового оборота приходится именно на ночную торговлю. При этом пик вечерних покупок наблюдается от 22 часов и до часа ночи. Отказываться от таких доходов, конечно, не захочет никто. 

Конечно, малому бизнесу необходимо помогать развиваться, однако не такими способами, считают эксперты. "С одной стороны, затея с ограничениями крупных торговых объектов, зачастую монополизирующих продажи на территории вокруг себя, правильна и может способствовать развитию малого бизнеса и конкуренции", - комментирует экономист Дмитрий Петровский. Однако благородная идея может быть неправильно воплощена. Самое страшное, считает эксперт, когда закроют местный монопольный супермаркет, а взамен рядом не появиться альтернатива в виде небольших магазинчиков.

Михаил Клягин также сомневается, что средний и малый бизнес действительно воспользуется этими "льготами", так как им самим будет просто нецелесообразно работать ночью.  У большинства небольших магазинов даже нет лицензии на ночную (порой даже в любое время суток) продажу алкоголя, а именно эта продукция приносит крупным сетям большую часть "ночной" выручки, объясняет аналитик. Кроме того, они располагаются, как правило, в местах с невысоким трафиком.

Пострадают простые покупатели

В конечном счете, в проигрыше окажутся простые потребители, которые привыкли делать покупки ночью и самим выбирать место, где и что им покупать. Небольшие магазины, как правило, также существенно уступают крупным торговым объектам в части ассортимента, сервисами технической оснащенности, говорит Клягин. Да и качество продукции в крупных магазинах, как ни крути, "зачастую оказывается выше, чем в подворотне и киосках", говорит Петровский.

Ко всему прочему, новые меры регулирования могут привести к необоснованному росту цен в магазинах. "Мы полагаем, что неоправданные искусственные ограничения могут стать причиной снижения темпов развития торговых предприятий, что будет в конечном итоге негативно отражаться на ценообразовании. То есть фактически приводить к прямо противоположному эффекту", - говорит Максим Клягин.

Впрочем, в ИК "Финам Менеджмент" считают, что власти откажутся от принятия подобных мер, которые обладают коррупционным потенциалом, и вряд ли будут способствовать достижению заявленных целей. По мнению эксперта, логичней создать более привлекательный комфортный инвестиционный климат, снизить число административных барьеров, что и приведет к увеличению числа как крупных, так и мелких игроков, а также развитию конкуренции в этом секторе.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Finopolis 2017
5 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase