Ксения Дементьева

Тактики дзюдо и сумо как часть бизнес-стратегии


Компании Apple, Intel и Microsoft - три "кита" индустрии высоких технологий. Их лидеры создали свои мультимиллиардные корпорации с нуля благодаря незаурядным способностям. И хотя у каждого имелись собственные "фишки", приемы ведения бизнеса были у всех троих одинаковы. Сложный и извилистый 30-летний путь к успеху показан в книге "Искусство стратегии", вышедшей на русском языке в издательстве "Манн, Иванов и Фербер".


Фото: Shutterstock

Опыт Стива Джобса, Энди Гроува и Билла Гейтса можно считать образцовым для каждого менеджера, желающего развить навыки управления бизнесом. Специфика их деятельности заключалась в том, что на этом рынке ситуация меняется очень быстро, поэтому всегда нужно предугадывать будущее и молниеносно реагировать на настоящее. А эти качества руководителя являются определяющими в любой отрасли.

Тактика сумо

В обществе о Джобсе, Гроуве и Гейтсе сложилось представление как о жестких и даже порой жестоких игроках. Безусловно, они никогда не упускали шанса использовать мощь своих корпораций, чтобы задавить конкурентов. Например, Гейтс однажды прямо заявил Стиву Кейсу (СЕО компании AOL): "Я могу купить 20% вашей компании. Или же я могу купить всю вашу компанию. Или же я могу сам заняться этим бизнесом и похоронить вас". А Джобс, когда Apple набрала обороты, вел любые переговоры исключительно с позиции силы. Всех троих часто обвиняли в манипулировании и даже в вымогательстве не только журналисты, но и представители закона.

Сильным верят

Однако в большинстве случаев имела место гораздо более изощренная политика. Microsoft могла анонсировать скорый выход нового суперпродукта, который на самом деле только ушел в разработку. Конкуренты вздыхали и прекращали гонку, потому что потребитель - а с ним и рынок - замирал в предвкушении. Все верят сильному игроку. Так выигрывалось время, пока инженеры компании колдовали над новинкой.

Самоконкуренция

Джобс, Гроув и Гейтс использовали и такой тонкий ход: вытеснять с рынка свои же товары. В период высоких продаж DOS Билл Гейтс не стал раздумывать над следующей ее версией, а выпустил новый продукт - и он буквально смел собственный DOS с рынка. Конкуренты, которые спешно модернизировали первую версию, оказались полностью нейтрализованы
 
Хитрости

Тактика сумо подразумевает использование размаха и мощности компании. Но этим далеко не ограничивается спектр возможностей. Все трое обладали необычайно гибкостью в конкурентной борьбе. Это позволяло им задействовать и такие приемы, которые традиционно относят к слабым игрокам и новичкам отраслей.

Например, "тактика щенка" - когда благодаря твоим же усилиям конкуренты оценивают тебя поверхностно и думают, что ставки незначительны. Пользуясь такой тактикой, Стив Джобс феноменально успешно вышел на музыкальный рынок. Продюсер Джимми Айовин, в результате продавший Apple свою компанию, вспоминал об этом так: "Джобс не представлял опасности для музыкальной индустрии. Крупные игроки его не боялись, потому что Стив для них был просто какой-то парень с какой-то идеей".

Быть незаметным

Такие маневры могут сложно даваться неопытным руководителям, потому что обычно амбиции не позволяют им выглядеть в глазах конкурента чудаком или слабаком. Но привычка громко о себе заявлять и раскрывать замыслы раньше времени может стать фатальной тактической ошибкой. Поэтому использовать "щенячью тактику" можно и нужно. Термин, кстати, ввел не кто-нибудь, а нобелевский лауреат, экономист Жан Тироль. Идея, рожденная на высшем уровне.

О чем вы не знали

Не только выдающиеся победы, но и "детские" ошибки и досадные просчеты лидеров делают их "наглядными пособиями" для изучения законов бизнеса. В книге "Искусство стратегии" собраны самые разнообразные факты. Как Intel потеряла почти $500 млн из-за мизерной ошибки в "железе" Pentium, но Энди Гроув умудрился после этого высоко поднять продажи. Как страх за свой бизнес у Джобса, Гроува и Гейтса временами начинал граничить с паранойей. Как великие стратеги видят будущее, не выпуская из внимания настоящее.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно

Нажмите "Нравится",
чтобы читать Rusbase в Facebook