Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Таможня РФ не выдержит конкуренции в союзе с Белоруссией и Казахстаном

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

МЭР предупреждает об угрозе перехода на общие таможенные границы в рамках Таможенного союза

Таможня РФ не выдержит конкуренции в союзе с Белоруссией и Казахстаном
Российские власти справедливо опасаются конкуренции  между таможенными службами России, Белоруссии и Казахстана после формирования Таможенного союза. В Казахстане и Белоруссии условия на таможне более комфортные, что вряд ли не будет оценено бизнесом, который постарается перевести логистические цепочки в зоны, более прозрачные и понятные по таможенным процедурам, предупреждает Минэкономразвития.

Минэкономразвития озаботилось проблемой конкуренции между таможнями России, Белоруссии и Казахстана в рамках создания Таможенного союза. Сегодня на конференции Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) глава МЭР Эльвира Набиуллина в очередной раз признала, что в странах-партнерах по союзу ряд таможенных процедур более продвинут, более либерален, более благоприятен для бизнеса, чем в России. "У нас может возникнуть реальная конкуренция систем таможенного администрирования", - заявила министр (цитата по "Интерфаксу").

По словам Набиуллиной, российское правительство сейчас особенно заинтересовано в том, чтобы существенно упростить российские процедуры таможенного оформления и таможенного администрирования. Она отметила, что такая задача поставлена президентом, есть список поручений по итогам совещания по улучшению инвестиционного климата.

Государство не боится потерь бюджета, но при этом понимает, что более комфортные условия на таможнях Казахстана и Белоруссии привлекут бизнес, который будет переводить логистические цепочки в те зоны, которые более прозрачны и понятны по таможенным процедурам, заявил начальник департамента внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития Алексей Лихачев. Правительство опасается, что торговые маршруты будут переориентированы из Европы на Белоруссию и из Китая на Казахстан, а значительная доля российского околотаможенного бизнеса, включая часть переработки импортной продукции, переместится из РФ в Белоруссию и Казахстан. Неудивительно, если учесть, что на оформление необлагаемых пошлинами товаров в Белоруссии нужно два часа, а в России - 10 рабочих дней по закону, а в реальности это может длиться и в течение месяца.

Таможенный союз заработал с 1 января 2010 года. Через полгода, к 1 июля 2010 года, вступит в силу Таможенный кодекс и будет устранен таможенный контроль на внутренних границах, то есть сформирована единая таможенная территория. В рамках Таможенного союза его участниками создается Единое экономическое пространство. Все необходимые документы по этому вопросу должны быть готовы к 1 июля 2011 года, чтобы они могли вступить в силу с 1 января 2012 года.

Ранее страны-партнеры по Таможенному союзу договорились о механизме зачисления и распределения импортных таможенных пошлин. Согласно договору, пошлины будут распределяться следующим образом: России достанется 87,97% всех пошлин, Казахстану - 7,33%, Белоруссии - 4,7%.

24 марта на заседании президиума правительства были рассмотрены основные направления таможенно-тарифной политики на 2011-2013 годы. Правда, обсуждаемый документ серьезных изменений не предполагал - на 2010 год импортные пошлины в среднем и так были повышены в меньшем объеме, чем на 2009 год: на 10% против 20%, аргументировало МЭР. Не ожидается пока и отказа от импортных пошлин, увеличенных в результате введения антикризисных мер. Так, МЭР отказалось вернуть к докризисному уровню пошлины на легковые автомобили, грузовики и автобусы, которые в 2009 году были увеличены с 25% до 30%. Единственная уступка, на которую готово идти МЭР, - это снизить пошлины на новые иномарки, а также внимательно посмотреть на позиции по сельхозпродукции и металлургии, самолеты. 

Не классический таможенный союз

"Таможенный союз - это очень хорошо, правда, создаваемый сейчас союз пока даже не отвечает классическому определению таможенного союза, обозначенному в ГАТТ", - говорит RB.ru Алексей Портанский, ведущий научный сотрудник Института торговой политики ГУ-ВШЭ. Вообще, классическое определение таможенного союза - это беспошлинная торговля между странами-членами союза и согласованные размеры таможенных пошлин  для третьих стран. Однако у нас значительная доля торговли выведена из-под принципов ТС, говорит эксперт. "Именно об этом недавно напомнил президент Белоруссии Александр Лукашенко перед своим отлетом в Венесуэлу", - отмечает Портанский.

Недовольство Лукашенко, впрочем, вполне понятно. Москва и Минск до сих пор не могут полюбовно уладить нефтяной конфликт. Если бы Таможенный союз создавался по классическим принципам, то для Белоруссии были бы сняты те барьеры при импорте нефти, которые действуют сегодня по настоянию России.

"Мы уже заплатили за Таможенный союз высокую цену", - добавляет Портанский. По его словам, в июне Россия приостановила процесс присоединения к ВТО, фактически отказавшись от своей важнейшей цели. "Сейчас совершенно непонятно, как соединить обязательства в рамках союза с обязательствами, принимаемыми в рамках вступления в ВТО", - говорит эксперт.

По его словам, у нас процесс создания Таможенного союза ускоряется сверху. "Многие говорят, что мы сейчас идем к созданию союза, аналогичного ЕС. Но у нас это вряд ли получится. Европе понадобилось 35 лет на строительство единого пространства, а мы хотим сделать все быстро", - отмечает Портанский.

"Что же касается таможенных процедур, у меня нет оснований не доверять выводам исследования госкорпорации "Роснано", - замечает эксперт. Напомним, выводы госкорпорации, представленные в рамках проекта "Зеленый коридор для инновационных компаний", показывают, что количество и громоздкость административных процедур в Таможенном союзе существенно возрастают по сравнению с действующим регулированием.

Сейчас таможенные режимы трех стран-участниц союза согласованы по самым простым позициям. Остались самые трудные вопросы, в частности, пошлины на автомобили. "Думаю, Россия будет вынуждать Белоруссию и Казахстан поднимать ряд пошлин", - отмечает Портанский.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Честный знак при карго-доставке из Китая: «серые» схемы и их последствия
  2. 2 В 2024 году объемы белой доставки из Китая превысят карго: цифровой рубль, «Честный знак» и еще пять предпосылок
  3. 3 Как перевезти товары через таможенную границу ЕАЭС
  4. 4 «Юрент» будет сдавать в аренду пауэрбанки, Haier ищет в РФ разработчиков для своей ОС: главное 16 апреля
  5. 5 ЦБ проверяет аудитора «Киви Банка», услугу CDN приравняли к хостингу: главное 15 апреля