Бег в мешках, перетягивание каната, надувной бокс и прочие стандарты «корпоратива» все это вчерашний день. Сегодня мускульных усилий не требуется. Офисные секретарши, менеджеры и руководители компаний все больше времени проводят у плиты: кулинарные мастер-классы пользуются спросом как новый вид корпоративного отдыха. Кулинарные уроки смогли объединить людей, обладающих разными физическими способностями.
В компании Pepsi тренинги Cooking classes, которые проводит шеф-повар отеля Renaissance Moscow Пьер-Луиджи Тротта, стали альтернативой корпоративной футбольной команде. Теперь Pepsi отправляет группы на "тренинг Тротта" раз в два месяца. Также среди клиентов отеля - корпорации Nestle, Schering, Ernst & Young, L´Oreal, Procter & Gamble, Deloitte, BP. Как правило, занятия посещают все отделы по очереди. Чтобы шеф каждому смог уделить внимание, в группы набирают по шесть человек. Занятие длится четыре часа: полчаса на знакомство и раздачу подарков, два с половиной на практическую часть и час на общую трапезу с обсуждением результатов и впечатлений. В стандартном меню мясо с маленькой картошкой и овощами, спагетти с морепродуктами и тирамису. После кулинарного класса можно заказать кондитерский и освоить приготовление фруктового кебаба с шоколадным соусом и ванильного крема с клубникой.
Ну, за знакомство!
Сначала по бокалу шампанского снять первое смущение и чем-то занять руки. Пока менеджеры по распространению печатной продукции из компании "Экспресс Медиа" повязывают фартуки, у преподавателя есть несколько вступительных слов для разминки. Про двери, распахнутые в мир кулинарии и гастрономии. И про то, что второй такой кулинарной школы в Москве нет. Это правда: у школы, основанной четыре года назад при журнале "Гастрономъ", сегодня около трех десятков различных курсов. Самый популярный "Итальянская кухня". Именно его чаще всего выбирают и корпоративные клиенты.
В меню четыре блюда: салат из апельсинов с оливками, паста с лососем, медальоны и тирамису. Начинают с десерта, чтобы печенье успело пропитаться кофе и ликером. Девушки-менеджеры аккуратно собирают этикетки от упаковок, чтобы позже в магазине не ошибиться с выбором. Мужчины с бокалами в руке незаметно перестраиваются во второй ряд: их амплуа - открыть бутылку или отнести готовое блюдо в холодильник. "Конечно, все это интересно в первую очередь молодым девушкам, говорит одна из слушательниц мастер-класса, Татьяна. Тем, для кого домашняя готовка еще не стала каждодневной работой. Но мужчинам тоже любопытно. Если не поучаствовать в процессе, то хотя бы просто посмотреть. И поесть, конечно." По статистике "Гастронома", 85% аудитории их курсов - действительно женщины. И только 8,65% из них старше 44 лет.
С каждой минутой обстановка на мастер-классе все более раскованная. Салат из апельсинов с оливками и луком не доживает до заключительного застолья: его раскладывают по маленьким тарелочкам и съедают стоя, чтобы не отвлекаться от процесса. Но когда приходит время отбивать мясо, мужчины все-таки берут молотки в руки и орудуют ими вполне профессионально. Больше того, они не отнекиваются и тогда, когда организаторы раздают в конце урока папки с рецептами.
"Для корпоративных программ мы выбираем рецепты простые и быстрые, объясняет директор школы "Гастрономъ" Наталья Скворцова. Ведь главная задача у заказчиков не столько научить своих работников готовить что-то заковыристое, сколько решить вопросы эмоционального плана, сплотить коллектив. Замечено, что западные компании обращаются к нам чаще, там руководство больше озабочено командным духом. С учетом их интересов мы сейчас создаем особый курс, рассчитанный на мужчин."
Тренинг на рабочей поверхности
Основная проблема организаторов подобных корпоративных мероприятий дефицит рабочих поверхностей. Поставить тридцать человек у одной плиты никак не получится. И тут на помощь приходит японская кухня. Для приготовления суши нужно совсем немного: деревянная доска, бамбуковая циновка и острый ножик. Поэтому школа суши «Ака-Тэ» берется проводить уроки шестидесяти слушателям одновременно. Выбор места за заказчиком: актовый зал, ресторан, корабль. Кухня поварам не понадобится, все необходимое они везут с собой: сваренный рис, нарезанную рыбу и соусы. А заодно "гейш" и ведущего-японца. Пока топ-менеджмент компании плечом к плечу с секретарями и курьерами валяет рисовые колобки, ряженые гейши устраивают театрализованное шоу.
Элементы team-building без труда адаптируются под формат акции: участники, объединенные в команды, не только соревнуются в приготовлении роллов и сочинении хайку, но и определяют собственную стратегию промышленный шпионаж и слежка за конкурентами или открытое сотрудничество. Такого рода акцию может, например, провести крупная компания перед открытием нового филиала. "Накануне открытия мы пригласили наших сотрудников на мастер-класс по приготовлению суши, вспоминает Хокан Нильссон, управляющий семейным торговым центром "МЕГА Белая Дача". Урок вместе с конкурсами, театрализованным шоу и ужином растянулся практически на целый день. Зато сотрудники успели перезнакомиться. Оказалось, что совместное приготовление пищи интересно всем."
Чтобы помнили
Наладив контакты внутри собственной компании, пора начинать дружить с деловыми партнерами. Нередки случаи, когда кулинарные мастер-классы компании используют в имиджевых целях. "Мы регулярно проводим тематические мероприятия для клиентов, говорит директор по маркетингу группы компаний "Ренессанс Управление Инвестициями" Алексей Карахан. Делали сигарные вечера с кубинскими крутильщиками сигар, устраивали премьеры кинофильмов. Одна из последних акций мастер-класс по приготовлению стейков в ресторане Goodman. Нам понравилось, что люди не просто сидят за ужином, а их еще и развлекают. Кулинарные уроки вообще, на мой взгляд, очень интересный формат. Ведь когда люди что-то делают вместе, это помогает налаживать коммуникации. Неважно, готовят ли они отчет для руководства или просто жарят вместе кусок мяса."
Для компании в сценариях такого рода есть и сугубо утилитарная выгода. Приглашенным на вечеринку с готовкой предстоит поужинать результатами собственного творчества. Это значит, что, заказывая суши-класс, не придется тратиться на холодные закуски и следить, чтобы они не заветрились, пока собираются гости. Те же, кто остановил свой выбор на стейк-классе, могут не опасаться, что горячее остынет, прежде чем его вынесут к гостям.
Кто на новенького
Стать по-настоящему массовым новому виду корпоративного отдыха мешает недостаточное разнообразие предложений на этом рынке. А половина из существующих фактически одноразовые: допустим, суши ваши сотрудники уже освоили, а стейк-класс не предполагает участия непосредственно в приготовлении, обещая лишь лекцию, демонстрацию образцов сырого мяса и дегустацию жареного. Рестораны можно понять, они не любят пускать на кухню посторонних. Организаторам тоже несладко, ведь помимо продуктов они должны обеспечить своих подопечных фартуками, колпаками, полотенцами, ножами и посудой. Наконец, специфика корпоративного вечера требует, чтобы тема была равно интересна и женщинам, и мужчинам. Сильный пол согласен готовить только экзотические или, напротив, самые практичные блюда. "У нас есть идея сделать занятия, посвященные приготовлению пиццы, поделилась планами менеджер корпоративных мероприятий агентства Event Club Марина Кицера. Можно разбить участников на команды по 3-4 человека, научить их раскатывать тесто для пиццы, предложить составить фирменную начинку. А уже в печь ее может отправить профессиональный повар."
У поваров свои идеи. В конце сентября Константин Ивлев, шеф модного GQ Bar, представил первый мастер-класс, посвященный черному итальянскому трюфелю. В "меню" гастрономический экскурс и три блюда, которые повар готовит без посторонней помощи, зато в конце делит между всеми слушателями. Тема следующего занятия уже известна баранина. Известна и цена по 5000 рублей с каждого, интересующегося вопросом. Ожидается, что после Ивлева роль мастера захочет примерить на себя и шеф Vogue Cafe Юрий Рожков. Впрочем, позволить себе такие декорации для поднятия корпоративного духа сможет уже далеко не каждая компания.