Архив rb.ru

Телевизор не смог завлечь россиян на выборы

Архив rb.ru
Владимир Моторин

Автор издания RB — Архив.

Владимир Моторин

После начала телеагитации сократилось число желающих прийти на выборы

Телевизор не смог завлечь россиян на выборы
Присоединиться

  Телевидение не смогло пробудить у россиян интерес к выборам. После начала телеагитации число желающих пойти на выборы не только не увеличилось, но даже немного и сократилось.

Как свидетельствуют данные опросов ВЦИОМа, которые сегодня обнародуют "Ведомости", если 20-21 октября "точно" прийти на выборы собирались 36%, а не исключали для себя такой возможности 39%, то 3-4 ноября уверенных было 35%, а тех, кто "скорее" придет, – 40%. Еще 27-28 октября ВЦИОМ прогнозировал на выборах явку в 71%. Теперь же социологическая служба признает, что на выборы может прийти меньше избирателей.

Интерес к выборам падает

По мнению аналитиков ВЦИОМ, снижение явки связано с наблюдавшимся в последние недели снижением рейтинга "Единой России". Те, кто собрался голосовать за партию, а потом передумал, не перейдет на сторону оппозиции, они, скорей, не придут на выборы вовсе, говорит эксперт ВЦИОМ Леонтий Бызов.

"Нельзя назвать значительным снижение интереса к выборам, но оно все же наблюдается", – говорит "Ведомостям" замдиректора "Левада-центра" Алексей Гражданкин. По данным социологов из "Левада-центра", если в октябре 2003 г. "внимательно" следили за выборами 15% избирателей, то в октябре 2007 г. таких оказалось только 13%. На те же 2% – с 32% до 34% выросло число тех, кто "не обращает никакого внимания" на предвыборную борьбу.

Россиянам неинтересны дебаты

Куда более серьезным оказалось падение рейтингов теледебатов. Предварительные данные TNS Gallup Media за первую неделю дебатов, которые сегодня публикует "Коммерсант", свидетельствуют о том, что в эту думскую кампанию их смотрит гораздо меньше людей, чем в 2003 г. Если четыре года назад дебаты на "Первом" смотрело более 20% доли аудитории (количество зрителей от всех смотрящих телевизор в конкретном промежутке времени) при рейтинге 6,3% (количество человек от общего количества населения), то в первую неделю этого года средняя доля дебатов на "Первом канале" составляет 16-20% при рейтинге всего 1,5%.

Не лучше оказалась ситуация на "России" и ТВЦ. В первом случае теледебаты в среднем смотрело всего 9-10% столичной аудитории при рейтинге немногим выше 3%, во втором случае доля в Москве составила всего 3-5% при рейтинге меньше 1%.

Отчасти низкие рейтинги передач объясняются неудобным временем. В этом году время показа дебатов, установленное самими госканалами, впервые в истории предвыборных кампаний не укладывается в привычное понимание прайм-тайма, когда у телеэкранов собирается максимальное количество телезрителей. С 7 до 8 утра теледебаты идут на "Первом канале", с 22:50 до 23:30 – на "России", с 8:30 до 8:50 и с 7:30 до 18:00 – на "ТВ Центре".

Причины апатии избирателей

Среди других причин низких рейтингов теледебатов эксперты выделяют несколько. Председатель Центризбиркома Владимир Чуров на пресс-конференции в понедельник заявил, что считает основной причиной провальных дебатов непрофессионализм журналистов и неподготовленность партийцев. И тех, и других он призвал внимательнее присмотреться к опыту французов. Эталоном, по мнению Чурова, является предвыборная дискуссия между Сеголен Руаяль и нынешнего президента Франции Николя Саркози (см. видео в дополнительных материалах).

С такой оценкой, впрочем, не согласны сами телевизионщики. Президент Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуард Сагалаев заявил "Коммерсанту", что сами теледебаты с точки зрения "телевизионной процедуры организованы высокопрофессионально". По словам Сагалаева, у него вызывает большое уважение то, что делает в эфире Эрнест Мацкявичюс ("Россия"). Корректно, по мнению эксперта, работает и Максим Шевченко ("Первый канал").

В качестве основной причины низких рейтингов теледебатов Сагалаев называет отсутствие политическое избирательной кампании. Усугубило ситуацию и то, что фаворит предвыборной гонки – "Единая Россия" – отказалась от участия в дебатах, говорит "Газете.Ru" директор по стратегии и аналитике пиар-агентства "Николло-М" Михаил Афанасьев.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В Госдуме планируют упростить процесс трудоустройства для подростков