Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Топливо съедает чистую прибыль "Аэрофлота"

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

В первом полугодии прибыль"Аэрофлота" упала вдвое, а по итогам года сократится почти в четыре раза

Топливо съедает чистую прибыль "Аэрофлота"
Крупнейший российский авиаперевозчик "Аэрофлот" предоставил сегодня результаты работы за шесть месяцев 2008 года по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Чистая прибыль "Аэрофлота" за первое полугодие снизилась почти вдвое, по итогам года упадет почти в четыре раза. Несмотря на это, "Аэрофлот" не намерен отказываться от заказанных лайнеров и готов участвовать в тендере на покупку недешевой Czech Airlines.  

Согласно отчету по МСФО за первое полугодие 2008 года, чистая прибыль "Аэрофлота" снизилась почти вдвое: вместо $89 млн, полученных за шесть месяцев 2007 года, за такой же период в этом году перевозчик получил всего $72,2 млн ( - 55,2%).

Отчетность "Аэрофлота" по МСФО по итогам шести месяцев 2008 года
 6 мес. 2008 г., $, млн

%

6 мес. 2007 г., $, млн

Чистая прибыль

72,2

- 55,2

89

Консолидированные доходы группы

2138,4

28,4

1665,3

Операционные расходы

2001,6

42,1

1408,5


Прибыль, которую авиакомпания могла бы получить от продолжающегося роста пассажиропотока, съедают огромные расходы, в первую очередь на подорожавшее авиационное топливо. Пассажиропоток в первом полугодии вырос на 20% до 5,4 млн человек. При этом траты на авиационное топливо за этот же период выросли на $284,7 млн до $731 млн по сравнению с шестью месяцами 2007 года. В структуре операционных расходов авиатопливо - самая существенная статья: на нее приходится более трети всех расходов компании (63,8%). 

Достаточно существенно выросли и операционные расходы перевозчика - на 42,1% до $2 млрд. Кроме расходов на топливо значительно подскочили затраты на оплату труда - на 50%, акцентирует внимание RB.ru аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Михаил Сайко. Это связано как с ростом инфляции, так и с ростом объемов пассажиропотока, а также с увеличением штата в связи с введением нового терминала Шереметьево-3 на 200 тыс. человек, объясняет Сайко. На 46% выросли и расходы на техобслуживание. 

На улучшение ситуации по итогам года в компании не надеются.  Финансовый директор "Аэрофлота" Михаил Полубояринов прогнозирует снижение чистой прибыли перевозчика в 2008 году почти в четыре раза - до $85 млн против $313,4 млн по итогам 2007 года. Полубояринов объясняет финансовые итоги и прогноз кризисом на топливном рынке. После такой отчетности акции "Аэрофлота" на ММВБ пошли вниз.



Хорошо, что она вообще есть

"Хорошо, что компания вообще получила прибыль", - не скрывает эмоций в разговоре с RB.ru аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Михаил Сайко. Во всяком случае, часть чистой прибыли "Аэрофлоту" удалось получить благодаря двум факторам. Если бы их не было, то чистая прибыль была бы ниже, говорит эксперт. Во-первых, за счет "пролетных" денег, которые "Аэрофлот" получает от иностранных компаний за полеты по транссибирскому воздушному пространству.  Во-вторых, значительную долю чистой прибыли перевозчик получил за счет переоценки курсовой разницы, говорит аналитик.  Причем, если первую статью дохода у "Аэрофлота" вряд ли заберут, то вот вторая не является величиной постоянной. 

"Аэрофлот" не расстраивается

Несмотря на тающую прибыль, крупнейший авиаперевозчик России не собирается отказываться от ранее озвученных планов. В частности, от своей надежды заполучить чешского авиаперевозчика, который наконец-то откроет компании двери на прибыльный рынок Западной Европы. "Аэрофлот" будет участвовать в тендере на покупку 100% акций авиакомпании Czech Airlines, который  должен состояться в ноябре и завершиться в первом квартале следующего года, рассказал Полубояринов. По его сведениям, сейчас Czech Airlines находится в нормальном финансовом состоянии, распродает непрофильные активы и не занимает "дорогих" денег. Цена актива пока не озвучена, но по экспертным оценкам она близка к 200 млн евро. "Аэрофлот" также не собирается корректировать планы по обновлению воздушного парка. Перевозчик ждет десятки заказанных самолетов Airbus, Boeing, а также Sukhoi SuperJet-100.

В условиях топливного кризиса и на фоне других российских авиакомпаний Сайко оценивает финансовое состояние "Аэрофлота" как стабильное и некритичное. "Долговая нагрузка у компании невысокая", - добавляет он. Полубояринов даже пообещал, что к концу года "Аэрофлот" сократит краткосрочный кредитный портфель с сегодняшних $84 млн до $53 млн, а к лету его закроют полностью.  Поэтому сейчас у "Аэрофлота" нет никаких оснований отказываться от реализации поставленных ранее планов. Заказанные иностранные суда перевозчик берет в основном в операционный лизинг, что не потребует аккумуляции больших  денежных средств. Затраты на покупку  Czech Airlines перевозчик разделит с иностранным партнером, без которого "Аэрофлот" все равно по законодательству ЕС не имеет права участвовать в тендере.  Проблем с получением кредита, если тендер будет выигран, у "Аэрофлота" также не должно возникнуть, считает Сайко.  Полубояринов уверяет, что международные банки готовы прокредитовать эту сделку, хотя кредиты теперь будут немного дороже.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Аэрофлот» разрешил провозить животных на пассажирском кресле
  2. 2 Минтранс назвал две самые дешевые авиакомпании России