Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Toyota впервые заработала больше "АвтоВАЗа" в России

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Это первый случай, когда "АвтоВАЗ" на родном рынке стал зарабатывать меньше иностранца

Toyota впервые заработала больше "АвтоВАЗа" в России
По объему выручки в 2008 году российская "дочка" японской Toyota обошла крупнейшего отечественного производителя. Впервые "АвтоВАЗ" на родном рынке стал зарабатывать меньше иностранца.  

В 2008 году "Тойота Мотор" - российское представительство японского концерна в России - заработала в России на продажах автомобилей почти на шесть млрд рублей больше крупнейшего отечественного автопроизводителя "АвтоВАЗа". Выручка японцев составила 166,17 млрд рублей против 160,2 млрд рублей у "АвтоВАЗа", согласно опубликованным данным "СПАРК-Эмитент". Toyota удалось обогнать "АвтоВАЗ" по объемам выручки даже не смотря на то, что японцы продали в России более чем в три раза меньше автомобилей: россияне купили 190 тыс. Toyota против 640,2 тыс. Lada.

Кроме того, эти денежные показатели Toyota не включают выручку ее питерского завода, вместе с которой общая сумма заработка компании в России достигает 170,24 млрд рублей.

Такой успех иностранного автоконцерна объясняется тем, что средняя стоимость автомобилей Toyota существенно выше средней стоимости машин Lada. Так, каждая модель Toyota в России продавалась в прошлом году в среднем за 874 600 рублей, тогда как одна Lada - в среднем за 250 200 рублей.

Как сдавался "АвтоВАЗ"

В 2003 году иностранные автоконцерны смогли впервые обогнать "АвтоВАЗ" по выручке, но только вместе. Тогда все западные автоконцерны продали легковых автомобилей в России на $4,8 млрд, а тольяттинский завод почти на миллиард меньше - $3,7 млрд. В течение следующих лет иномарки наступали на российский рынок все активнее. В 2006 году иностранные автопроизводители впервые обогнали "АвтоВАЗ" по количеству проданных машин: "АвтоВАЗ" продал 625 тыс. машин, тогда как новых иномарок, включая произведенных внутри страны, было продано более миллиона.

И вот, наконец, случилась то, что вполне было ожидаемо: в 2008 году один из иностранных автоконцерн обошел "АвтоВАЗ" по объему выручки. Выручка Toyota от продаж в России в последнее время с каждым годом удваивалась:  в 2006 выросла на 65%, в 2007 году - на 50%. В 2008 году темпы ее роста, конечно, не могли не замедлиться из-за кризиса. Однако Toyota с лихвой хватило и 32%-го роста выручки, чтобы обогнать "АвтоВАЗ". В отличие от конкурента, выручка тольяттинского автогиганта выросла в 2008 году всего на 5%. В итоге пальму первенства на рынке продаж новых автомобилей в денежном выражении пришлось отдать японцам.

Что ждет

Впрочем, в условиях кризиса "АвтоВАЗу" вполне по силам "отыграться" в этом году и снова стать хозяином российского авторынка не только по количеству проданных машин, но и по объему выручку. В условиях нестабильной экономики, роста числа безработных, снижение рынка автокредитования спрос на новые автомобили снизился вдвое в первом полугодие 2009 года. Причем, продажи той же Toyota просели сильнее, чем у "АвтоВАЗа": на 57% против 44% соответственно. Кроме того, существенно изменились предпочтения россиян. В условиях роста благосостояния и привлекательных программ автокредитования россияне чаще отдавали предпочтение более дорогим моделям автомобилей и в более дорогих комплектациях. Сейчас же спрос сместился в сторону бюджетных автомобилей и более скромных комплектаций. "АвтоВАЗу" оказывает поддержку также программа льготного кредитования от государства. Четыре из пяти выданных таких кредитов выдаются на покупку Lada. 

Исходя из итогов первого полугодия года, рынок российских автомобилей в денежном выражении просел почти также, как рынок новых иномарок (импортных и российских). Так, в первом полугодие года было продано отечественных машин на $1,6 млрд (-54%), иномарок - на $11,1 млрд (-59%), по данным PwC.  В 2008 году было продано отечественных машин на $6,5 млрд, а новых иномарок - на $55,5 млрд.

Данных о выручке большинства российских "дочек" иностранных автоконцернов пока нет. Однако на третье место после Toyota и "АвтоВАЗа" по объему выручки в России может претендовать Ford с показателем 148 млрд рублей по итогам 2008 года. Впрочем, по оценочным данным агентства "Автостат", на третьем месте по выручке от продажи автомобилей может оказаться и Nissan. Известны также данные о выручке Honda (61,77 млрд рублей), Hyundai (44,2 млрд рублей), Mercedes-Benz (51,9 млрд), BMW (26,9 млрд), "ТагАЗа" (36,8 млрд) и "Автофрамоса" (34,95 млрд).

Лидеры российского авторынка по выручке в 2008 году
Марка

Российская выручка по итогам 2008 года

Российские продажи по итогам 2008 года

Toyota

166,17 млрд рублей

189 966

АвтоВАЗ

160,2 млрд рублей

640 194

Ford

148 млрд рублей

186 828

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  2. 2 В России появился сервис для создания «социального рейтинга» водителей автомобилей
  3. 3 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда