С таким мнением выступил экономист Джоэл Вальдфогель
Москва всячески старается соответствовать имиджу западной столицы, и поэтому ажиотаж вокруг Нового года и Рождества в этом году начался с ноября: витрины магазинов украшаются мишурой и лампочками, по телеканалам крутят новогодние ролики, а торговые центры вводят рождественские скидки. Потребителям как бы говорят: "пришло время тратить деньги на подарки". Однако, по мнению американского экономиста, традиция дарить подарки пагубно отражается на экономике.
Джоэл Вальдфогель, автор книги "Скрудженомика: Почему не надо дарить праздничные подарки" (Scroogenomics: Why You Shouldn´t Buy Presents for the Holidays), рассказал в интервью журналу Time, что именно ему не нравится в этой милой традиции.
Вальдфогель, который возглавляет отделение бизнеса и общественной политики в Уортоновской школе Пенсильванского университета, убежден, что практика обмениваться подарками на зимние религиозные и светские праздники - плохая экономическая политика.
Подарки обесценивают стоимость денег
Так, он утверждает, что траты на праздничные подарки не приносят адекватной отдачи и удовлетворения ни дарителю, ни одариваемому. "Скажем, если я трачу $50 на себя, я покупаю что-то, только если для меня эта вещь стоит $50. А если вы покупаете для меня подарок на те же $50 , и вы не знаете, чем я уже обладаю, вы можете купить то, что для меня вообще ничего не стоит. То есть, вы превращаете реальные ресурсы, которые нужны для производства этих товаров в нечто, не имеющее для меня ценности. Таким образом, ценность разрушается", - говорит Вальдфогель.
Что примечательно, аналогичную точку зрения высказывает популярная британская литературная героиня Бриджит Джонс в книге Хелен Филдинг "Бриджит Джонс: грани разумного". "Неужели нельзя, чтобы Рождество просто было, без всяких подарков, - пишет в книге Бриджит в своем дневнике. - Какой в этом смысл - целая нация в течение шести недель носится как угорелая, в плохом настроении, готовясь к абсолютно бесполезному экзамену по угадыванию чужих вкусов, который затем целая нация благополучно проваливает, и все остаются с дурацкими ненужными товарами на руках. Если бы подарки и открытки были полностью отменены, тогда Рождество само по себе, как веселый домашний праздник, отвлекающий от длинного зимнего уныния, было бы чудесно. А если правительство, религиозные учреждения, родители, традиции и т.д. настаивают на Рождественском подарочном налоге и все портят, то почему бы не сделать по-другому: пусть каждый пойдет и потратит на себя 500 фунтов, потом распределит купленные вещи между родственниками и друзьями, а они потом все это красиво завернут и подарят ему. И не будет этой мучительной нервотрепки".
Подарочные сертификаты вместо подарков
Как ни удивительно, но Вальдфогель предлагает очень похожее решение проблемы: подарочные сертификаты на определенную сумму денег. "Это возможность для дарителя подарить что-то, обладающее такой же гибкостью, как наличные, избежав при этом неловкости, с которой может быть связано дарение денег", - говорит он. Еще один, набирающий в последнее время популярность вариант - передать деньги на благотворительные цели.
$65 млрд на Новый год и Рождество
По словам Вальдфогеля, в США ежегодно на праздничные подарки тратится порядка $65 млрд. Причем, как он утверждает, в последнее время люди тратят относительно меньше денег относительно объема экономики, чем в прошлом, хотя принято считать, что в последние годы Рождество становится все более коммерческим мероприятием.
"Каждое поколение считает, что это оно изобрело секс и коммерциализацию Рождества, - говорит Вальдфогель. - Однако, на самом деле, на протяжении последних двух поколений расходы на праздники стали более умеренными относительно общего объема экономики".
Возражая против мнения, что увеличение объема продаж полезно для экономики, особенно в ситуации рецессии, он говорит: "мы тратим деньги для того, чтобы обеспечить удовлетворение покупателям, а не порадовать продавцов. Если потраченные нами деньги не приносят никакого удовлетворения, это не может являться мерой благосостояния".
Дети - исключение даже для теоретиков бесполезности подарков
Правда, своим собственным детям проповедник идей диккенсовского Скруджа подарки дарит, так как уверен, что знает, что им на самом деле нужно.
Да и Бриджит Джонс, выведя свою теорию ненужности подарков, тут же ее опровергает. "Только что звонила мама, - пишет она дальше в своем дневнике. - "Дорогая, я звоню, просто чтобы предупредить: я решила не готовить подарков в этом году. Вы с Джеми уже знаете, что нет никакого Санта Клауса, а мы все так заняты. Мы будем просто наслаждаться компанией друг друга". Но мы всегда находили в ногах под одеялом мешочки от Санта Клауса. Мир вдруг стал казаться серым и тусклым. Я уже больше не ощущаю приближения Рождества".
Джоэл Вальдфогель, автор книги "Скрудженомика: Почему не надо дарить праздничные подарки" (Scroogenomics: Why You Shouldn´t Buy Presents for the Holidays), рассказал в интервью журналу Time, что именно ему не нравится в этой милой традиции.
Вальдфогель, который возглавляет отделение бизнеса и общественной политики в Уортоновской школе Пенсильванского университета, убежден, что практика обмениваться подарками на зимние религиозные и светские праздники - плохая экономическая политика.
Подарки обесценивают стоимость денег
Так, он утверждает, что траты на праздничные подарки не приносят адекватной отдачи и удовлетворения ни дарителю, ни одариваемому. "Скажем, если я трачу $50 на себя, я покупаю что-то, только если для меня эта вещь стоит $50. А если вы покупаете для меня подарок на те же $50 , и вы не знаете, чем я уже обладаю, вы можете купить то, что для меня вообще ничего не стоит. То есть, вы превращаете реальные ресурсы, которые нужны для производства этих товаров в нечто, не имеющее для меня ценности. Таким образом, ценность разрушается", - говорит Вальдфогель.
Что примечательно, аналогичную точку зрения высказывает популярная британская литературная героиня Бриджит Джонс в книге Хелен Филдинг "Бриджит Джонс: грани разумного". "Неужели нельзя, чтобы Рождество просто было, без всяких подарков, - пишет в книге Бриджит в своем дневнике. - Какой в этом смысл - целая нация в течение шести недель носится как угорелая, в плохом настроении, готовясь к абсолютно бесполезному экзамену по угадыванию чужих вкусов, который затем целая нация благополучно проваливает, и все остаются с дурацкими ненужными товарами на руках. Если бы подарки и открытки были полностью отменены, тогда Рождество само по себе, как веселый домашний праздник, отвлекающий от длинного зимнего уныния, было бы чудесно. А если правительство, религиозные учреждения, родители, традиции и т.д. настаивают на Рождественском подарочном налоге и все портят, то почему бы не сделать по-другому: пусть каждый пойдет и потратит на себя 500 фунтов, потом распределит купленные вещи между родственниками и друзьями, а они потом все это красиво завернут и подарят ему. И не будет этой мучительной нервотрепки".
Подарочные сертификаты вместо подарков
Как ни удивительно, но Вальдфогель предлагает очень похожее решение проблемы: подарочные сертификаты на определенную сумму денег. "Это возможность для дарителя подарить что-то, обладающее такой же гибкостью, как наличные, избежав при этом неловкости, с которой может быть связано дарение денег", - говорит он. Еще один, набирающий в последнее время популярность вариант - передать деньги на благотворительные цели.
$65 млрд на Новый год и Рождество
По словам Вальдфогеля, в США ежегодно на праздничные подарки тратится порядка $65 млрд. Причем, как он утверждает, в последнее время люди тратят относительно меньше денег относительно объема экономики, чем в прошлом, хотя принято считать, что в последние годы Рождество становится все более коммерческим мероприятием.
"Каждое поколение считает, что это оно изобрело секс и коммерциализацию Рождества, - говорит Вальдфогель. - Однако, на самом деле, на протяжении последних двух поколений расходы на праздники стали более умеренными относительно общего объема экономики".
Возражая против мнения, что увеличение объема продаж полезно для экономики, особенно в ситуации рецессии, он говорит: "мы тратим деньги для того, чтобы обеспечить удовлетворение покупателям, а не порадовать продавцов. Если потраченные нами деньги не приносят никакого удовлетворения, это не может являться мерой благосостояния".
Дети - исключение даже для теоретиков бесполезности подарков
Правда, своим собственным детям проповедник идей диккенсовского Скруджа подарки дарит, так как уверен, что знает, что им на самом деле нужно.
Да и Бриджит Джонс, выведя свою теорию ненужности подарков, тут же ее опровергает. "Только что звонила мама, - пишет она дальше в своем дневнике. - "Дорогая, я звоню, просто чтобы предупредить: я решила не готовить подарков в этом году. Вы с Джеми уже знаете, что нет никакого Санта Клауса, а мы все так заняты. Мы будем просто наслаждаться компанией друг друга". Но мы всегда находили в ногах под одеялом мешочки от Санта Клауса. Мир вдруг стал казаться серым и тусклым. Я уже больше не ощущаю приближения Рождества".
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
25 апреля 2024
26 апреля 2024
29 апреля 2024