Треть российских автодилеров ждет банкротство

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Осенью начнутся массовые банкротства дилерских центров, ожидают эксперты

Вслед за банкротством крупнейших продавцов автомобилей "Инком-авто" и дилера "АвтоВАЗа" "Элекс-Полюса" этой осенью ожидается новая волна банкротств среди автодилеров.  С рынка может уйти треть российских автодилеров, прогнозируют участники рынка.  

Осенью в России начнутся массовые банкротства дилерских центров, которые не смогут расплатиться по кредитам и обеспечить себя денежной ликвидностью, заявил генеральный директор компании "Ауди Центр Таганка" Владимир Моженков в интервью "Интерфаксу". По его оценкам, обанкротиться может треть российских автодилеров. На начало года, по оценкам "Автостат", в России насчитывается более 2600 дилерских центров по продаже иномарок. Таким образом, с рынка могут исчезнуть более 860 дилеров.

Уже сейчас многие дилеры находятся в предбанкротном состоянии. Напомним, что недавно банкротом был признан дилер "Инком-Лада", который продавал около 20% от объема продаж автомобилей Lada. Головная компания "Инком-Лада" - "Инком-авто" после неудачно попытки продать 75% своих акций, еще в начале года распрощалась со своими салонами.  Закрываются центры и крупнейшего дилера "АвтоВАЗа" "Элекс-Полюса". На грани банкротства оказались пермские компании "Машинный двор", "Верра Моторс", а также уфимский дилер "АК Моторс". Иск о банкротстве предъявлен питерскому дилеру "Фаст Мотор СПб". Процедуру банкротства проходят дилер "ГАЗа" - "Аквилон" и дилер Kia - компания "Демо-Моторс".

В конце июня стало известно, что два крупных московских продавца недорогих автомобилей "Автогермес" и "Автокей" подписали соглашение о слиянии. Вместе с начала года они продали 42% Lada и 62% Daewoo в московском регионе.

Массовое банкротство

Участники рынка и эксперты, опрошенные RB.ru, соглашаются, что сокращение количества участников рынка неизбежно. "Продажи снизились в два раза, при этом затраты автодилеров, несмотря на все их старания, снизились всего на 15-20%, - отмечает RB.ru аналитик ИК "Финам" Константин Романов. - Это приводит к тому, что многие компании работают на грани рентабельности или стали убыточными". По его мнению, еще какое-то время собственники смогут дотировать авторитейловый бизнес, однако не все смогут делать это долго.  

На первом этапе, говорит Романов, будут закрываться мелкие дилеры, у которых по одному-два салона на конкурентных рынках крупных городов: у них меньше возможностей для привлечения дешевого заемного финансирования, и чаще всего нет серьезной подушки ликвидности. Крупные игроки будут закрывать отдельные автосалоны, однако новых банкротств среди них эксперт не ожидает.

Не будет и большого числа слияний и поглощений, считает Романов из ИК "Финам", так как у потенциальных покупателей просто нет свободных ресурсов под такие сделки. Однако директор по развитию бизнеса ГК "Блок" Сергей Дюшко считает, что укрупнение рынка авторитейла за счет слияний и поглощений будет происходить.  По его данным, на рынке есть ряд автодилеров с надежным тылом в виде сторонних источников финансирования. Например, в регионах есть владельцы автосалонов, для которых авторитейл - это побочный бизнес и основной доход им приносит не связанный с автомобилями бизнес, рассказывает Дюшко. Они открыли автосалон на фоне бума продаж автомобилей, когда это было прибыльно и престижно. А теперь в надежде на восстановление российского авторынка в будущем некоторые из них задумались о приобретении слабых игроков, которые из-за долгов готовы продаться за бесценок. Возможности и средства для этого у них имеются.  В кризис они могут с меньшими затратами выйти на новые для себя рынки - в соседние регионы и даже в Москву, говорит Дюшко. Он уверен, что на рынке скоро появится больше холдинговых структур наподобие Major, Genser и ГК "Блок".

Кто выживет

Выживет тот, кто в период автомобильного бума не подсел на кредитную иглу, у кого имеются собственные доходы, в том числе из альтернативных источников финансирования, считает Сергей Дюшко. Наиболее высокие шансы на выживание имеются сейчас у компаний без высокой долговой нагрузки, которые живут не только за счет продаж авто, но и за счет сервиса, способного компенсировать часть потерь, у которых имеются партнерские отношения с банками для поддержки автокредитования. А также компании, работающие в среднем и дешевом сегментах, на которых сейчас сосредоточен основной спрос, говорит Романов.

Кто в выигрыше

Банкротство трети автодилеров будет полезно для рынка, считает Моженков из "Ауди Центр Таганка", "потому что столько дилеров просто не нужно".  Кризис в положительную сторону изменяет отношение дилеров к клиентам, считает Дюшко. Раньше большинство дилеров зарабатывало исключительно на продаже новых автомобилей, но сейчас этот источник дохода скис, теперь необходимо зарабатывать на сервисе и дополнительном обслуживании. Но для того, чтобы человек, купивший в автосалоне новую машину, стал ее постоянным клиентом по сервисному обслуживанию, надо действительно постараться во всем удовлетворить посетителя. 
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EdCrunch Wokshops
29 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase