Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Треть российских автодилеров ждет банкротство

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Осенью начнутся массовые банкротства дилерских центров, ожидают эксперты

Треть российских автодилеров ждет банкротство
Вслед за банкротством крупнейших продавцов автомобилей "Инком-авто" и дилера "АвтоВАЗа" "Элекс-Полюса" этой осенью ожидается новая волна банкротств среди автодилеров.  С рынка может уйти треть российских автодилеров, прогнозируют участники рынка.  

Осенью в России начнутся массовые банкротства дилерских центров, которые не смогут расплатиться по кредитам и обеспечить себя денежной ликвидностью, заявил генеральный директор компании "Ауди Центр Таганка" Владимир Моженков в интервью "Интерфаксу". По его оценкам, обанкротиться может треть российских автодилеров. На начало года, по оценкам "Автостат", в России насчитывается более 2600 дилерских центров по продаже иномарок. Таким образом, с рынка могут исчезнуть более 860 дилеров.

Уже сейчас многие дилеры находятся в предбанкротном состоянии. Напомним, что недавно банкротом был признан дилер "Инком-Лада", который продавал около 20% от объема продаж автомобилей Lada. Головная компания "Инком-Лада" - "Инком-авто" после неудачно попытки продать 75% своих акций, еще в начале года распрощалась со своими салонами.  Закрываются центры и крупнейшего дилера "АвтоВАЗа" "Элекс-Полюса". На грани банкротства оказались пермские компании "Машинный двор", "Верра Моторс", а также уфимский дилер "АК Моторс". Иск о банкротстве предъявлен питерскому дилеру "Фаст Мотор СПб". Процедуру банкротства проходят дилер "ГАЗа" - "Аквилон" и дилер Kia - компания "Демо-Моторс".

В конце июня стало известно, что два крупных московских продавца недорогих автомобилей "Автогермес" и "Автокей" подписали соглашение о слиянии. Вместе с начала года они продали 42% Lada и 62% Daewoo в московском регионе.

Массовое банкротство

Участники рынка и эксперты, опрошенные RB.ru, соглашаются, что сокращение количества участников рынка неизбежно. "Продажи снизились в два раза, при этом затраты автодилеров, несмотря на все их старания, снизились всего на 15-20%, - отмечает RB.ru аналитик ИК "Финам" Константин Романов. - Это приводит к тому, что многие компании работают на грани рентабельности или стали убыточными". По его мнению, еще какое-то время собственники смогут дотировать авторитейловый бизнес, однако не все смогут делать это долго.  

На первом этапе, говорит Романов, будут закрываться мелкие дилеры, у которых по одному-два салона на конкурентных рынках крупных городов: у них меньше возможностей для привлечения дешевого заемного финансирования, и чаще всего нет серьезной подушки ликвидности. Крупные игроки будут закрывать отдельные автосалоны, однако новых банкротств среди них эксперт не ожидает.

Не будет и большого числа слияний и поглощений, считает Романов из ИК "Финам", так как у потенциальных покупателей просто нет свободных ресурсов под такие сделки. Однако директор по развитию бизнеса ГК "Блок" Сергей Дюшко считает, что укрупнение рынка авторитейла за счет слияний и поглощений будет происходить.  По его данным, на рынке есть ряд автодилеров с надежным тылом в виде сторонних источников финансирования. Например, в регионах есть владельцы автосалонов, для которых авторитейл - это побочный бизнес и основной доход им приносит не связанный с автомобилями бизнес, рассказывает Дюшко. Они открыли автосалон на фоне бума продаж автомобилей, когда это было прибыльно и престижно. А теперь в надежде на восстановление российского авторынка в будущем некоторые из них задумались о приобретении слабых игроков, которые из-за долгов готовы продаться за бесценок. Возможности и средства для этого у них имеются.  В кризис они могут с меньшими затратами выйти на новые для себя рынки - в соседние регионы и даже в Москву, говорит Дюшко. Он уверен, что на рынке скоро появится больше холдинговых структур наподобие Major, Genser и ГК "Блок".

Кто выживет

Выживет тот, кто в период автомобильного бума не подсел на кредитную иглу, у кого имеются собственные доходы, в том числе из альтернативных источников финансирования, считает Сергей Дюшко. Наиболее высокие шансы на выживание имеются сейчас у компаний без высокой долговой нагрузки, которые живут не только за счет продаж авто, но и за счет сервиса, способного компенсировать часть потерь, у которых имеются партнерские отношения с банками для поддержки автокредитования. А также компании, работающие в среднем и дешевом сегментах, на которых сейчас сосредоточен основной спрос, говорит Романов.

Кто в выигрыше

Банкротство трети автодилеров будет полезно для рынка, считает Моженков из "Ауди Центр Таганка", "потому что столько дилеров просто не нужно".  Кризис в положительную сторону изменяет отношение дилеров к клиентам, считает Дюшко. Раньше большинство дилеров зарабатывало исключительно на продаже новых автомобилей, но сейчас этот источник дохода скис, теперь необходимо зарабатывать на сервисе и дополнительном обслуживании. Но для того, чтобы человек, купивший в автосалоне новую машину, стал ее постоянным клиентом по сервисному обслуживанию, надо действительно постараться во всем удовлетворить посетителя. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter