Трудно сбалансировать

Расскажите друзьям

Система сбалансированных показателей - сложный в настройке и использовании инструмент

В последнее время мы все чаще сталкиваемся с такой постановкой задачи со стороны потенциального клиента: "Разработка стратегии завершена. Как теперь успешно ее реализовать? И главное, как добиться, чтобы сотрудники работали в соответствии со стратегией?"

Задача сложная, поэтому для ее решения велико искушение положиться на какой-нибудь надежный инструмент. Чтобы все получилось правильно и наверняка. А этот инструмент долго искать не надо. Это cистема сбалансированных показателей (ССП). Она внедряется в компании как раз для того, чтобы донести стратегию до каждого сотрудника через набор целевых для него показателей и посредством контроля их выполнения обеспечить реализацию стратегии.

Вроде бы все здорово. Внедрил ССП - и задача решена. Однако на практике возникают серьезные проблемы.

1. Перед запуском стратегии мы не можем описать ее столь детально и сбалансированно, как это требуется. О совсем новых для нас стратегических проектах мы, если честно, имеем приблизительное представление до тех пор, пока не накопится какой-то опыт их реализации. Но это будет потом, а ССП нужна уже сейчас. Например, если мы решили развивать сеть фирменной торговли, то вряд ли мы точно спрогнозируем, какова будет динамика выручки точек в регионах. На практике ошибка в прогнозе составляет 15-30%. В итоге показатели плывут. В качестве понятного решения этой проблемы можно использовать минимальный экономически целесообразный уровень продаж, но тем самым мы зададим нижнюю границу, а не обоснованное значение показателя.

2. Пока ССП разрабатывается и внедряется, стратегия успела измениться. В большинстве компаний система учета и анализа информации несовершенна. А мы должны не просто установить целевые значения показателей, а разработать детальные методики расчета. Обычно оказывается, что часть необходимой информации мы никогда не собирали и нам потребуются значительное время и человеческие ресурсы на сбор статистики. Поэтому на доведение ССП до работоспособного состояния на практике уходит не меньше года. А стратегия не ждет и претерпевает в ходе реализации вполне естественные изменения и уточнения. Но кто же захочет вносить все эти изменения в обретенную с таким трудом систему? Еще год переделывать? Чтобы избежать данной проблемы, обычно приходится тщательно подбирать показатели, не требующие излишних затрат на их расчет, а порой и отказываться от части неключевых "тяжелых" показателей.

3. Требование сбалансированности показателей приводит к их избыточному количеству и размыванию их стратегической ориентированности. Показатели начинают плодиться как кролики, и какие из этих кроликов стратегические, а какие для поддержания баланса - понять становится трудно. Очень трудно избавиться от искушения "все знать", но лучше жестко ориентироваться на отбор минимально достаточного количества показателей, имеющих понятное отношение к стратегии.

Нередко также в ходе внедрения ССП перепрофилируется в инструмент планирования и контроля текущей деятельности сотрудников. Без особой стратегии, но зато практично. Если такое происходит, не беспокойтесь. Особой проблемы в этом нет. Необязательно сидеть голодным перед котлетой, если под рукой есть вилка и нет ножа. От голода люди умирают, а от несоблюдения приличий пока нет.

Дмитрий Сироткин

Опубликовано в газете "Ведомости" 27 декабря 2006 года


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Data&Science: мир глазами роботов
18 августа 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase