Ему разрешат надзирать за целыми банковскими холдингами
Минфин
предлагает наделить Центробанк масштабными полномочиями по надзору за целыми
банковскими холдингами, состоящими не только из кредитных организаций. В кризис
некоторые банки настолько активно кредитовали своих акционеров, что разорились,
другие пришлось экстренно спасать.
Центробанк станет надзирать не только за кредитными организациями, но и за целыми банковскими холдингами, состоящими не только из банков. Это следует из поправок к законам "О банках" и "О Центральном банке", подготовленных Минфином и опубликованных на сайте министерства. Сейчас ЦБ лишен надзорных полномочий за некредитными компаниями, даже если они являются головными организациями банковских холдингов.
Чего хочет ЦБ
По информации "Ведомостей", этот проект готовился с учетом мнения ЦБ. Оно сводится к следующему: в кризис банки стали активнее кредитовать структуры своих акционеров, и эти некредитные организации, входящие в банковские холдинги, могут довести банки до отзыва лицензии. Но если нет информации обо всех структурах холдинга, куда входит банк, у ЦБ нет возможности оценить рискованность его операций.
Банкиры в разговоре с "Ведомостями" соглашаются с ЦБ. Как показала недавняя история, именно чрезмерное увлечение некоторых банков кредитованием компаний и бизнеса своих акционеров и явилось у них одной из распространенных причин недостаточности капитала, платежного кризиса и последующей внешней санации. Например, доля кредитов структурам Олега Дерипаски в общем кредитном портфеле банка "Союз" осенью 2008 г. составляла 27%. А банк "Тарханы" разорился, когда выдал крупный кредит своему акционеру на развитие цветочного бизнеса, а тот прогорел.
Сейчас контроль за компаниями, входящими в группу или холдинг, несовершенен, констатируется в пояснительной записке к поправкам. Так, недостаточно четко прописано, кого включать в банковские группы и холдинги. По действующей редакции закона "О банках" критерий принадлежности к группе - возможность прямо или косвенно "существенно" влиять на решения банка. Вхождение в холдинг определяется через возможность назначать или влиять на избрание более половины коллегиального исполнительного органа банка. Поправки серьезно расширяют ряды групп и холдингов: теперь в них включаются компании, прямо или косвенно контролируемые одними акционерами или даже родственниками акционеров.
Другая цель законопроекта - улучшить контроль за соблюдением нормативов кредитования на одного заемщика (не более 25% собственного капитала), говорит "Ведомостям" высокопоставленный сотрудник ЦБ. Банки используют фирмы-"прокладки" и офшорные компании, чтобы обходить норматив. Проект Минфина снижает этот норматив для "связанных" компаний до 20% собственного капитала.
Также по поправкам ЦБ может запрашивать необходимую информацию у "федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор за указанными организациями". К таким относится ФСФР, но не ФНС, которая выполняет лишь контрольные функции, объясняют эксперты газеты. По их данным, с ФНС ЦБ заключил отдельное соглашение: отчетность, сдаваемая налоговикам, часто отличается от присылаемой ЦБ в худшую сторону. По словам высокопоставленного сотрудника ЦБ, с помощью ФСФР банк намеревается контролировать ситуацию с искусственным надуванием активов, когда банки с помощью перепродажи неликвидных внесписочных акций увеличивают собственный баланс.
По данным Минфина, на 1 января в состав 165 банковских групп и 32 холдингов, действующих в России, входит 255 кредитных организаций. Вместе на них приходится 87% активов банковского сектора (25,1 трлн руб.).
Центробанк станет надзирать не только за кредитными организациями, но и за целыми банковскими холдингами, состоящими не только из банков. Это следует из поправок к законам "О банках" и "О Центральном банке", подготовленных Минфином и опубликованных на сайте министерства. Сейчас ЦБ лишен надзорных полномочий за некредитными компаниями, даже если они являются головными организациями банковских холдингов.
Чего хочет ЦБ
По информации "Ведомостей", этот проект готовился с учетом мнения ЦБ. Оно сводится к следующему: в кризис банки стали активнее кредитовать структуры своих акционеров, и эти некредитные организации, входящие в банковские холдинги, могут довести банки до отзыва лицензии. Но если нет информации обо всех структурах холдинга, куда входит банк, у ЦБ нет возможности оценить рискованность его операций.
Банкиры в разговоре с "Ведомостями" соглашаются с ЦБ. Как показала недавняя история, именно чрезмерное увлечение некоторых банков кредитованием компаний и бизнеса своих акционеров и явилось у них одной из распространенных причин недостаточности капитала, платежного кризиса и последующей внешней санации. Например, доля кредитов структурам Олега Дерипаски в общем кредитном портфеле банка "Союз" осенью 2008 г. составляла 27%. А банк "Тарханы" разорился, когда выдал крупный кредит своему акционеру на развитие цветочного бизнеса, а тот прогорел.
Сейчас контроль за компаниями, входящими в группу или холдинг, несовершенен, констатируется в пояснительной записке к поправкам. Так, недостаточно четко прописано, кого включать в банковские группы и холдинги. По действующей редакции закона "О банках" критерий принадлежности к группе - возможность прямо или косвенно "существенно" влиять на решения банка. Вхождение в холдинг определяется через возможность назначать или влиять на избрание более половины коллегиального исполнительного органа банка. Поправки серьезно расширяют ряды групп и холдингов: теперь в них включаются компании, прямо или косвенно контролируемые одними акционерами или даже родственниками акционеров.
Другая цель законопроекта - улучшить контроль за соблюдением нормативов кредитования на одного заемщика (не более 25% собственного капитала), говорит "Ведомостям" высокопоставленный сотрудник ЦБ. Банки используют фирмы-"прокладки" и офшорные компании, чтобы обходить норматив. Проект Минфина снижает этот норматив для "связанных" компаний до 20% собственного капитала.
Также по поправкам ЦБ может запрашивать необходимую информацию у "федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор за указанными организациями". К таким относится ФСФР, но не ФНС, которая выполняет лишь контрольные функции, объясняют эксперты газеты. По их данным, с ФНС ЦБ заключил отдельное соглашение: отчетность, сдаваемая налоговикам, часто отличается от присылаемой ЦБ в худшую сторону. По словам высокопоставленного сотрудника ЦБ, с помощью ФСФР банк намеревается контролировать ситуацию с искусственным надуванием активов, когда банки с помощью перепродажи неликвидных внесписочных акций увеличивают собственный баланс.
По данным Минфина, на 1 января в состав 165 банковских групп и 32 холдингов, действующих в России, входит 255 кредитных организаций. Вместе на них приходится 87% активов банковского сектора (25,1 трлн руб.).
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Новое ограничение эквайринговых комиссий: как это повлияет на бизнес?
- 2 Чем грозит заморозка зарубежных активов Центробанка для бизнеса
- 3 Олег в Clubhouse и биометрия в «Перекрестке»: финтех-дайджест
- 4 В «ТКС Холдинге» назвали вероятную оценку «Росбанка» в рамках интеграции
- 5 Что такое кредитная линия для юридических лиц
ВОЗМОЖНОСТИ
24 апреля 2024
25 апреля 2024