Архив rb.ru

Цены на бензин вырастут на 15-20%

Архив rb.ru
Николай

Николай

Игроки рынка ожидают повышения цен на бензин на заправках на 1,5–2 рубля за литр

Цены на бензин вырастут на 15-20%
Цены на бензин в России снова начали расти. На рынке почти не осталось свободного топлива, а часть заправок торгует без прибыли. Если в ближайшие две недели положение не улучшится, цены на заправках могут вырасти на 1,5-2 рубля за литр. Ситуация объясняется плановыми ремонтами на перерабатывающих заводах в сентябре и высокими ценами на мировом рынке.

Между тем, ФАС продолжает искать виноватых в России. Участники рынка говорят о необходимости создания единого центра, который бы координировал график ухода НПЗ на профилактические работы.

Рост цен – более 1% с начала ноября

По данным Росстата, потребительские цены на автобензин за неделю с 30 октября по 6 ноября в среднем по России показали максимальный с начала года прирост – 0,4%. При этом в следующие семь дней, по оценкам исследовательского центра "Кортес", в среднем по России стоимость А-80 и А-92 выросла еще на 0,7%, а дизтоплива – на 2%. Стоимость бензина на заправках уверенно идет вверх.

Темпы роста оптовых цен еще выше. За первую неделю ноября, по данным Русского топливного агентства, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 выросла на 5,5%, дизтопливо – на 4,4%. В последнюю неделю рост также продолжался. При этом аналитик "Кортеса" Людмила Лурье, слова которой приводит газета "Ведомости", утверждает, что на свободном рынке топлива практически нет. Об этом говорят и данные Росстата о значительном снижении в последнюю неделю объемов оптовой торговли и запасов топлива.

Подтверждает статистику и слова эксперта владелец одной из независимых сетей АЗС: на рынке острый дефицит топлива, распродаются его остатки. "Вертикально-интегрированные компании, занимающие 85% оптового рынка, говорят нам, что топливо у них есть только для своих сетей", – жалуется заправщик.

Если в ближайшее время ситуация не изменится, то розничные цены будут расти еще быстрее, догоняя оптовые, единогласны эксперт и участник рынка. Если до 20-25 ноября оптовые цены не снизятся, придется либо существенно – на 1,5-2 рублей за литр – поднимать цены, либо закрывать АЗС, заявил "Ведомостям" источник.

Кто виноват и что делать

С одной стороны, цены на нефть и нефтепродукты растут во всем мире, поэтому вполне логично, что российские производители стараются заработать на высоких ценах на мировом рынке. Еще в сентябре эксперты отмечали, что российские экспортеры наращивали объемы поставок за рубеж, пытаясь успеть продать по максимуму до повышения экспортной пошлины 1 октября.

Кроме того, свою лепту в повышение оптовых и розничных цен внесло сокращение внутреннего производства – из-за того, что у нескольких российских нефтеперерабатывающих заводов совпали графики плановых ремонтов, поставки топлива осенью сократились.

Это совпадение заинтересовало Федеральную антимонопольную службу, которая в начале ноября начала проверки на предмет того, не было ли это совмещение графиков профилактики намеренным. Первые плоды работы ФАС – это новая инициатива, согласно которой все российские НПЗ должны будут публиковать информацию о том, когда и в каком объеме они планируют остановки производства, пишет газета "Коммерсантъ".

По мнению ФАС, если эта информация будет публичной, это поможет избежать неожиданных совпадений. Однако опрошенные "Коммерсантом" участники рынка утверждают, что НПЗ и так подают данные о плановых ремонтах в Минпромэнерго. Поэтому гораздо полезнее для рынка была бы централизованная координация графика ремонтов.

Действительно, если бы центр смог распределять необходимые профилактические ремонты заводов равномерно во времени, то рынок смог бы избежать ситуации, когда из производства "вдруг" одновременно выключаются сразу несколько заводов. В ФАС считают такое предложение хорошим, но говорят, что для создания такой системы необходимы полномочия правительства.

Если учесть, что правительству уже не раз удавалось договариваться с российскими заправщиками и нефтяниками о фиксации цен, то проблем с созданием единого центра теоретически быть не должно.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Главное, что нужно знать о маркировке рекламы