Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Цены на продукты могут вырасти после Нового года

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

В первую очередь это коснется импортных товаров

Цены на продукты могут вырасти после Нового года
Девальвация рубля пока не добралась до цен. В преддверии Нового года продуктовые ритейлеры приготовились к ажиотажному спросу и не стали поднимать цены в предвкушении высоких продаж. Однако эксперты считают, что укрепление доллара и евро все-таки отразится на ценах - стоимость импортных товаров повысится уже в начале следующего года, и произойдет перераспределение товаров на полках в пользу отечественной продукции. Больше всего пострадают торговцы непродовольственными товарами, констатируют аналитики.

В преддверии Нового года в магазинах - толпы народа: все покупают подарки, вечерние платья, продукты к праздничному столу. Кажется, что кризиса нет, и только цифры говорят об обратном. В предпоследнем месяце года Росстат отметил значительное снижение реальных располагаемых денежных доходов населения - на 6,2% к ноябрю 2007 года. В ноябре начал замедляться и рост потребительского спроса: к ноябрю прошлого года рост составил 8% по сравнению с ростом в 12,3% месяцем ранее и 16,4% в ноябре прошлого года.

Не прибавляют оптимизма данные по инфляции и девальвация рубля. Инфляция, по данным на 22 декабря, составляла 13,1%, а Центробанк РФ сегодня в восьмой раз с начала декабря ослабил рубль, в результате чего евро подорожал почти на 85 копеек, а доллар - на 23 копейки.

"Люди будут продолжать есть"

Однако российские ритейлеры не унывают: их оптимизм подпитывается привычным предновогодним ажиотажем. РИА Новости опросило представителей ведущих торговых сетей, которые заявили, что роста цен и дефицита продовольствия до конца года не будет.

Правда, некоторые продавцы отмечают, что потребители стали отдавать предпочтение недорогим товарам и, соответственно, стал сокращаться спрос на дорогостоящие продукты и алкоголь. При этом представители торговых сетей говорят, что повышения цен в их сетях в период массовых новогодних закупок не будет: все факторы, которые повлияли на цены, в частности повышение курса доллара, ритейлеры "отыграли" еще в ноябре. Однако собеседники РИА Новости не исключили, что корректировка цен произойдет уже в начале следующего года.

Ранее глава X5 Retail Group Лев Хасис отметил, что, несмотря на кризис, "люди будут продолжать есть", поэтому производителей и продавцов продуктов питания падение спроса коснется в меньшей мере, чем изготовителей непродовольственных товаров.

"Мы ожидаем роста цен на импортные товары. Ситуация в ритейле сейчас сложная, но стабильная: наблюдается не спад потребительского спроса, а уход покупателей в более дешевые сегменты гипермаркетов и дискаунеторов", - говорит Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). Розничные сети проведут перераспределение товаров на полках в пользу отечественных производителей, а также сократят ассортимент продукции, считает он: "Если до кризиса на полках было 20 видов подсолнечного масла, то теперь его останется 5 или 10 видов".

Аналитик "Финама" Сергей Фильченков, напротив, не ожидает существенного роста цен на импортные товары. "Их удорожание будет означать резкое снижение спроса на них - в условиях сокращения реальных доходов населения потребители станут более чувствительными к цене. Как результат, производителям и дистрибьюторам импортных товаров, которые хотят сохранить свои рыночные позиции, придется ужиматься по марже. В итоге, рост цен, конечно, будет, но с заметным, возможно на 30-50%, отставанием от девальвации", - говорит аналитик.

Выручка супермаркетов и гипермаркетов, по оценкам Фильченкова, по отношению к средним показателям первого полугодия снизилась на 5-10%, и чтобы снизить остроту этой тенденции, магазинам данных форматов приходится снижать цены.

"На этом фоне после новогодних праздников скачка цен не произойдет. Объективные экономические факторы будут усугубляться государственной политикой - компании нуждаются в государственной поддержке, а государство не заинтересовано в росте социальной напряженности", - считает эксперт.

Ксения Аношина из "Атона" напоминает, что правительство "взяло ритейлеров под крыло" и внесло их в список предприятий, которые могут рассчитывать на господдержку. По ее мнению, в итоге это может привести к тому, что государство начнет контролировать эту отрасль и замораживать цены на социально значимую продукцию.

Непродовольственные товары не будут раскупаться

Прежде всего, от сокращения спроса пострадают производители и продавцы непродовольственных товаров. Наталья Загвоздина из "Ренессанс Капитала" говорит, что уже падают продажи автомобилей, электроники и бытовой техники, мехов, мебели. Во многом это зависит от сокращения потребительского кредитования, а также от спада продаж жилья. "Покупки товаров, не относящихся к категории первой необходимости, откладываются", - констатирует аналитик. Кроме того, здесь можно ожидать и существенного роста цен - большинство товаров в этом сегменте импортные.

Результаты продаж бытовой техники отличаются по разным товарным группам, но больше всего пострадали продажи крупной бытовой техники, говорят в "Эльдорадо", а торговцы одеждой отмечают, что спад в этом сегменте составил 20-40%, пишут "Ведомости".

Источник в одном из сотовых ритейлеров рассказал RB.ru, что пока цены на телефоны не растут: еще не распроданы товары со складов из старых закупок, но с новой партией придут и новые цены, говорит он. Наталья Аристова, пресс-секретарь "Евросети", прокомментировать ситуацию затруднилась, ограничившись лишь заявлением, что "никто, кроме Деда Мороза, не знает, что будет в следующем году". Она отметила, что сейчас "цены на телефоны незначительно снизились, но не исключено, что в следующем году они вырастут, хотя есть и существенные предпосылки, чтобы этого не произошло".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Шринкфляция: что это такое и как ее используют в продажах
  4. 4 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
  5. 5 Российское подразделение «Ашана» подтвердило планы продолжить работу в России
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше