У ГИБДД отнимут право проводить техосмотр

Расскажите друзьям
Илья
Илья

Законопроект о передаче функции техосмотра частным центрам создает новый рынок

  Функции техосмотра автомобилей в России со следующего года, возможно, перейдут от ГИБДД к частным техническим центрам, которые будут конкурировать между собой. Нововведение сэкономит время граждан, избавив их от очередей, и повысит безопасность на дорогах, надеются депутаты. Но, кроме того, оно создаст новый рынок, который оценивается в миллиарды рублей. Стоимость техосмотра может вырасти, говорят эксперты, но Правительство ограничит ее максимальный размер.

По данным "Движения автомобилистов России", в 2006 г. более 63% автовладельцев получили талончик техосмотра с помощью связей или взяток. С тех пор ситуация только ухудшилась, говорят эксперты: средняя стоимость техосмотра колеблется по России в пределах 120-160 руб. (в Москве - 520 руб.), а среднее "вознаграждение" за получение талончика без предоставления автомобиля на осмотр в Москве составляет $200. Российская ассоциация автодилеров с 2004 г. добивалась изъятия права техосмотра у ГИБДД.

Проблемой наконец занялись в Госдуме. "Не оправдавшая себя монополия органов ГАИ-ГИБДД на проведение обязательного техосмотра" теперь будет "пресечена", говорится в пояснительной записке к законопроекту "Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации", который был внесен на этой неделе в Думу.

"В нынешнем своем виде техосмотр ни в коей мере не способствует повышению безопасности дорожного движения, - пишут авторы. - Он превратился в серьезную проблему для автомобилистов в условиях почти полной бесконтрольности должностных лиц, участвующих в [его] организации и проведении".

Без бюрократии

В связи с этим законодатели уже с 1 июля 2010 г. предлагают передать функции по проведению техосмотра единой системе центров, прошедших специальную аккредитацию. Об этом журналистам рассказал один из авторов проекта, первый зампредседателя Думы Олег Морозов.

Владельцы новых автомобилей будут на три года освобождаться от прохождения технического осмотра, заявил он. На месте осмотра автомобиля его хозяин сможет сразу провести устранение выявленных недостатков и ремонт. По словам авторов законопроекта, в идеале на базе дилерских центров должно осуществляться и гарантийное, и послегарантийное обслуживание.

"Автолюбитель сможет выбирать центр по своему усмотрению и обращаться туда в удобное для него время. Кроме того, будут предусмотрены льготы для отдельных категорий граждан, а также сокращен перечень документов, необходимых для прохождения этой процедуры", - сказал депутат.

ГИБДД не противится передаче функций, во всяком случае, на уровне руководства. Главный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов ранее на этой неделе объявил, что техосмотр с 2010 г. перейдет в ведение саморегулируемых организаций, в которые будут объединены диагностические центры по всей России. "Ситуация меняется, раньше машин было не так много, и функции по прохождению ТО были за госавтоинспекцией. Сегодня мы больше внимания уделяем своей надзорной деятельности, поэтому функцию прохождения годового техосмотра мы передаем на рынок услуг", - пояснил чиновник.

Новый рынок

Законопроект создает новый рынок, который оценивается в миллиарды рублей ежегодно, пишет газета "Ведомости". Этот закон нужен не только автомобилистам, но и дилерам, особенно учитывая кризис, объясняют опрошенные изданием эксперты. По их словам, закон заметно оживит рынок сервисных услуг, ведь при падении продаж основным источником дохода дилеров становится обслуживание автомобилей.

Новые правила должны существенно увеличить клиентскую базу официальных дилеров, к которым сейчас практически не обращаются владельцы автомобилей с истекшей гарантией (как правило, это машины старше трех лет или с пробегом более 100 тыс. км). А возможность пройти обязательный техосмотр на уже знакомом сервисе, где раньше обслуживался автомобиль, вернет дилерам старых клиентов и добавит новых, имеющих автомобили тех же марок, рассчитывают авторы законопроекта.

Но право проводить техосмотр получат и другие технические центры, не связанные с дилерами. Заняться этим бизнесом смогут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Аккредитацию на этот вид деятельности дадут тем, кто располагает соответствующей технической базой, аттестованным измерительным оборудованием и квалифицированным персоналом.

"Во главу угла мы ставили задачи повышения качества техосмотра, уменьшения коррупционной составляющей, бюрократических процедур и разрушения монополии ГИБДД", - говорит председатель комитета по транспорту Госдумы Сергей Шишкарев, один из авторов документа. По его словам, ГИБДД сохранит влияние на центры, но "никакой коммерции в их отношениях" быть не должно.

Эксперты говорят, что стоимость техосмотра вырастет по сравнению с нынешней, но ее максимальный размер будет устанавливать, согласно законопроекту, Правительство РФ.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase