Архив rb.ru

У судьи есть возможность освободить Ходорковского в 2012 году

Архив rb.ru

Но компромисс экс-главе ЮКОСа не нужен: любой обвинительный приговор будет обжалован

У судьи есть возможность освободить Ходорковского в 2012 году
Присоединиться
Главная интрига оглашения приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву по второму делу еще впереди, считает юрист, следящий за процессом. Судья Виктор Данилкин, признавший подсудимых виновными по главным пунктам обвинения, может приговорить их к меньшему, чем запрашивает обвинение, сроку лишения свободы - согласно президентским поправкам по гуманизации наказания за экономические преступления. В этом случае экс-глава ЮКОСа и экс-глава МЕНАТЕПа могут выйти на свободу в 2012 году - после президентских выборов. 

Судья Хамовнического суда признал сегодня Ходорковского и Лебедева виновными по главным пунктам обвинения - хищение нефти (статья 160 УК) и легализация преступно нажитых доходов (статья 174 УК). Это семь и восемь лет лишения свободы соответственно. Но с учетом частичного сложения сроков и неотбытого наказания по первому делу обвинение попросило по 14 лет каждому.

На условиях анонимности юрист, следящий за процессом, прокомментировал RB.ru ход оглашения приговора. Главная интрига - какое наказание вынесет судья, считает он: хотя прокуратура просит 14 лет для каждого подсудимого, судья может назначить гораздо меньший срок наказания. Предпосылки такому решению есть - дело Владимира Переверзина, бывшего замдиректора дирекции внешнего долга ЮКОСа. По обвинению в хищении и легализации $13 млрд он был осужден на 12 лет лишения свободы, но согласно апрельским поправкам президента по гуманизации наказания за экономические преступления срок наказания  ему был снижен до 8,5 лет лишения свободы.

"Набор обвинений и фабула дела схожие", - рассуждает эксперт, не пожелавший открыто комментировать "политическое дело". По второму делу Ходорковского и Лебедева судья может принять аналогичное решение, считает он. Учитывая, что срок отбытия наказания отсчитывается с момента ареста (у Ходорковского и Лебедева - 2003 год),  то оба подсудимых могут выйти примерно в 2012 году, и едва ли до президентских выборов. Таким образом Ходорковскому придется пробыть в заключении дополнительно год к тем восьми годам, к которым его приговорили по первому делу. При этом у экс-главы ЮКОСа сохраняется право на УДО - которое наступит после полугода пребывания в колонии, если ему за это время не успеют объявить взыскания. Разумеется, говорит юрист, судья Данилкин может дать "на полную катушку", тогда срок освобождения отодвигается на 2017 год. 

Представители Ходорковского и Лебедева не комментируют вероятное развитие событий. "Мы не будем комментировать слухи и предположения, - сказал RB.ru сотрудник пресс-центра Михаила Ходорковского и Платона Лебедева Максим Дбар. - Наша позиция ясна: любой обвинительный приговор по этому делу - абсолютно несправедливый. Любой мог в этом убедиться, побывав на заседаниях суда". Адвокаты ждут оглашения меры наказания, которую вынесет судья, после чего приговор будет обжалован, говорит Дбар.

"Закон вывернули наизнанку"

Что касается предполагаемого третьего дела, о котором ходят слухи, то придумать прокуратура может все что угодно, говорит RB.ru пожелавший сохранить анонимность юрист, но нужно иметь в виду, что по закону у преступлений, которые могли бы гипотетически инкриминировать экс-главе ЮКОСа, истекает срок давности. И если бы было что предъявлять, что уже предъявили бы, рассуждает юрист. А то, что Ходорковский находится в заключении, не на руку обвинителям, так как действий, которые можно было бы трактовать как преступления, он там не совершает.   

По мнению собеседника RB.ru, тому, что с юридической точки зрения происходит по второму делу Ходорковского и Лебедева, есть прецедент. Произошел он в СССР при генсеке Никите Хрущеве в деле Рокотова и Файбишенко.  Оба были валютчиками, т.е. меняли валюту, их поймали, суд дал обоим по 10 лет - большего наказания не предусматривал УК. Но Хрущев топал ногами и требовал для них расстрела, в связи с чем в УК ввели соответствующую норму. Но этого было мало, чтобы расстрелять валютчиков - ведь закон, ужесточающий наказание, обратной силы не имеет. И тогда, чтобы применить расстрел к осужденным, было разрешено судить людей по законам, принятым после совершения преступления и утяжеляющим наказание. "Так ради двух человек закон вывернули наизнанку, и аналогия с делом Ходорковского здесь прямая", - подытоживает юрист.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter