Ученые воссоздали портрет первого жителя Европы

Черты лица "первого европейца" указывают на родство европейцев с их африканскими предками

Ученые воссоздали портрет первого жителя Европы
Облик первого жителя Европы был воссоздан из фрагментов костей художником-криминалистом Ричардом Нивом для телепередачи канала BBC. Во многом этот облик  похож на современного человека, однако имеются и существенные отличия.

Специально для сериала канала BBC 2 "Невероятное путешествие человечества" (The Incredible Human Journey), где прослеживается происхождение и эволюция человека,  ученый Ричард Нив с помощью глины реконструировал лицо "первого европейца". Облик воссоздавался на основе тщательных измерений фрагментов черепных и челюстных костей, найденных спелеологами в "Пещере с костями" (Pestera cu Oase) в юго-западной части Карпатских гор в Румынии. Раньше в этих горах обитали медведи.  У Нива как у эксперта-криминалиста имеется обширный опыт в работе с расположением мягких тканей вокруг костей черепа.

Найденные фрагменты являются самыми древними останками современного человека, относительно которых установлены временные границы. "Это первые материалы, документирующие облик современного человека в период, когда он начал распространяться на территории Европы", - говорит профессор антропологии из Вашингтонского университета в Миссури Эрик Тринкаус, которого цитирует Daily Telegraph.
Возраст костей, как установили ученые с помощью радиоуглеродного анализа, составляет приблизительно 34-36 тыс. лет.

Внешние различия

Во многом облик первого европейца похож на современного человека, однако имеются и различия. Так, у предков современных европейцев отмечаются слишком большие коренные зубы. На основании этого факта одни ученые предполагают, что обнаруженные фрагменты черепа принадлежат гибриду Homo sapiens и неандертальца. Как раз в то время, когда жил "первый европеец" - 34-36 тыс. лет назад, европейский континент населяли одновременно и племена неандертальцев, и Homo sapiens (анатомически идентичные современному человеку). Правда, с такой гипотезой согласны не все ученые.

Африканское происхождение

В чертах лица "первого европейца" можно обнаружить признаки близкого родства европейцев с африканскими предками, пишет Independent. Определить цвет кожи по костям невозможно, однако ученые предполагают, что кожа европейцев, живших 35 тыс. лет назад, была несколько темнее, чем у современных жителей Европы. Это доказывает их африканское происхождение. Известно, что первые Homo sapiens прибыли в Европу из Африки.

"Ричард воссоздает черепа более современных людей, и он привык замечать разницу между разными народами. Он говорит, что этот череп не похож на череп европейца, азиата или африканца, а выглядит как нечто среднее между ними, - говорит антрополог Бристольского университета Элис Робертс, у которого находится сейчас голова, созданная Нилом. - И вероятно, именно этого и стоило ожидать от первых переселившихся в Европу людей".