Учет износа при ОСАГО - страховщики против

Расскажите друзьям

Ремонт автомобиля по ОСАГО страховые компании должны оплачивать без учета износа деталей машины

Причиной разбирательства стало ДТП, произошедшее 16 августа 2004 г. в Барнауле. В результате аварии пострадал Ford Focus жительницы этого города Щелкогоновой – клиента НСГ. Экспертиза оценила стоимость ремонта без учета износа в 81 205 руб., а с учетом износа – в 74 463 руб. НСГ оплатила ремонт без учета износа и обратилась за возмещением к “НСГ – Росэнерго”, в которой был застрахован виновник аварии – Харченко. Столкнувшись с отказом, НСГ обратилась с иском в суд. 24 января 2006 г. арбитражный суд Алтайского края принял решение в пользу ответчика, а апелляция и кассация оставили это постановление в силе. Суды решили, что закон не допускает обращение страховой компании непосредственно к страховщику причинителя вреда. Дело дошло до президиума ВАС, который 20 февраля отменил решения нижестоящих судов и постановил взыскать с “НСГ – Росэнерго” в пользу НСГ 81 205 руб., т. е. сумму без учета амортизации.


На днях президиум ВАС подготовил мотивировочную часть решения, текст которого оказался в распоряжении “Ведомостей”. Суд подтвердил, что правительственные правила ОСАГО обязывают учитывать износ машины. Но постановление о правилах противоречит закону об ОСАГО, который “не предусматривает ограничения страховой выплаты в связи с состоянием, в котором находилось имущество в момент причинения вреда”, установили судьи. “Подобное ограничение противоречило бы положению Гражданского кодекса (ГК) о полном возмещении убытков вследствие повреждения имущества потерпевшего”, – решил президиум ВАС.
“Это решение президиум ВАС вынес исходя из конкретной ситуации, в которой ярко проявилась несправедливость норм постановления правительства: получается, что за одни и те же повреждения компенсация по каско выше, чем по ОСАГО”, – рассказал “Ведомостям” председатель ВАС Антон Иванов. Несмотря на то что решение вынесено по конкретному делу, продолжает он, нижестоящие суды будут ему следовать, т. е. выносить решения по таким спорам, опираясь на ГК и закон об ОСАГО, а не на противоречащие ему нормы правил. Но арбитраж рассматривает споры между компаниями, а автомобилисты будут судиться со страховщиками в судах общей юрисдикции, которые не обязаны учитывать решение ВАС.


Страховщики возмущены – по их мнению, оплачивать ремонт без учета износа можно, но тогда надо повышать и тарифы. “Ремонт старой машины может оказаться дороже восстановления новой”, – уверяет директор департамента продаж страховой компании “Энергогарант” Владимир Новоселов. “Зачастую необходимо менять не только поврежденную деталь, но и сопряженную с ней, которая из-за износа может не выдержать процедуры монтажа новой соседней детали, что влечет замену целого блока”, – отмечает он. По его подсчетам, при выплатах по ОСАГО по принципу “новое за старое” тарифы должны вырасти в среднем на 30%. По оценкам Российского союза автостраховщиков, для полной компенсации ремонта автомобиля тариф придется увеличить в среднем на 35–40%, утверждает заместитель исполнительного директора союза Андрей Батуркин. ВАС принял решение, которое не учитывает специфику страхования и закона об ОСАГО, уверен заместитель гендиректора “РЕСО-Гарантии” Игорь Иванов. “У наших юристов точно прибавится работы”, – обещает он.
“Честно говоря, не ожидал, что президиум ВАС примет такое решение, – радуется депутат Думы, лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. – Практика страховщиков, оплачивающих ремонт с учетом износа деталей, порочна. К сожалению, они хватаются за любую соломинку, чтобы платить клиентам меньше”. Теперь ситуация изменится к лучшему, надеется Похмелкин.

Опубликовано  в газете "Ведомости" 30 марта 2007 года

Авторы: Филипп Стеркин, Алексей Рожков



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase