Так существует ли универсальный менеджер?
На излете советских времен универсальность номенклатурных управленцев была постоянной темой для шуток - большинству людей казалось несуразностью, что один и тот же человек сначала управлял легкой промышленностью, а потом пересаживался в кресло, например, министра культуры. Может ли один и тот же человек одинаково эффективно управлять сегодня издательским бизнесом, а завтра макаронной фабрикой?
Сергей Иванов, директор инвестиционной группы "Русские фонды"
Мне кажется, что, во-первых, все зависит от ранга руководителя. Чем он ниже, тем в большей степени должен быть узким специалистом, чем выше - тем в этом потребности меньше. Если говорить о первом лице компании, то прежде всего от него требуются умение управлять людьми и широта взгляда, а излишнее детализирование может даже мешать. Но при этом, конечно, понимание неких базовых вещей и специфики необходимо. Мне кажется, что достаточно мало успешных примеров внедрения западных специалистов в компании, работающие на российском рынке, как раз из-за того, что эти люди, будучи профессиональными управленцами, не понимают российской специфики. Вообще, на Западе бизнес достаточно унифицирован, в России же слишком много условностей и особенностей. Поэтому общепринятые модели не работают так хорошо.
Ольга Дергунова, генеральный директор компании Microsoft Россия
Необходимым условием для управленца является знание моделей управления. Является ли оно достаточным? Ответ - нет. Достаточным условием является знание предметной области, в которой эти модели применяются. То есть быть одинаково успешным в продаже фармацевтики или прохладительных напитков можно, но степень успешности будет зависеть от того, насколько управленец понимает предметную область, ее специфику. Хороший управленец - не тот, кто знает, какие модели управления можно использовать, а тот, кто понимает, какие из них лучше применить в тот или иной момент времени в данной области. Я уверена, что вопросы логистики или механизмов управления процессами продаж в строительной индустрии отличаются от тех же самых процессов в компьютерной индустрии. Модель продаж по телефону, которую используют в фармацевтической индустрии, близка к той, которую используют в компьютерном бизнесе, но скрипты продаж (непосредственно сценарий разговора), акценты или то, как будут структурированы эти звонки по времени, во многом продиктованы особенностями области, в которой ведутся продажи.
Ольга Миримская, генеральный директор компании "Русский продукт"
Самое главное - это умение управлять людьми, а знание специфики определенного бизнеса приходит достаточно быстро, если человек уже имеет теоретическую базу и опыт управления. На Западе давно готовят универсальных управленцев. Что такое МВА? Это специалист бизнесадминистрирования. Программа бизнес-школ не учитывает, чем он будет управлять - нефтяной или торговой компанией. Вообще, научить человека управлять другими людьми, на мой взгляд, достаточно сложно. Если человеку это не дано, то никакая бизнес-школа его этому не научит.
Сейчас достаточно распространена ситуация, когда успешного менеджера перекупает компания, которая не имеет абсолютно ничего общего с его предыдущим бизнесом. Например, один из членов нашего совета директоров некоторое время назад руководил бизнесом, связанным с высокими технологиями, затем достаточно успешно возглавлял фармацевтическую компанию, а сейчас руководит фирмой, которая занимается производством кормов для океанских рыб. Это пример очень характерный. На вопрос, чем он будет заниматься после истечения контракта, он отвечает, что хотел бы перепрофилироваться и заняться чем-то совсем новым для него. До того как заняться тем, чем я занимаюсь сейчас, я достаточно долго работала в издательском бизнесе. Безусловно, прошлый опыт не имеет никакого отношения к настоящему бизнесу, но он мне тоже помог. Знать бизнес, в котором работаешь, конечно, нужно. Мой принцип состоит в том, что каждый мой заместитель, отвечающий за узкую область, должен быть большим профессионалом в ней, нежели я. Я должна организовать его работу, заставить его решать те задачи, которые нужны компании, но если я совсем ничего не буду понимать в этой области, то вряд ли смогу это сделать.
Сергей Леонтьев, президент АКБ "Пробизнесбанк"
Российский управленец действительно универсален в силу хотя бы того, что культура российского менеджмента начала складываться лет 8 - 10 назад. Те, кто начинал бизнес в то время, знают, что приходилось заниматься практически всем самому: арендой, персоналом, бизнес-планами, управлением, стратегией и т. д. Аккумулирование вопросов в одних руках наряду с известными издержками привело к тому, что российский менеджер той поры универсален по своей природе. При профессиональных знаниях моделей управления менеджеру, к тому же отлично знающему специфику работы (а если не знаешь, быстро учишься), по большому счету все равно, в какой отрасли работать. Наглядный пример - Анатолий Чубайс, который после правительства возглавил РАО ЕЭС. Есть другие примеры, когда бизнесмены становились чиновниками в хорошем смысле этого слова - Тихон Евдокимов, коммерческий директор компании
Недавно директором компании DHL по России был назначен Александр Данилов, который раньше занимался реализацией готовой продукции в таких компаниях, как Danone и Mars. Перед DHL сейчас стоит цель увеличить объемы сбыта, и руководство компании посчитало, что методики, которые он применял, пригодятся. Особенно важно, что у него есть опыт работы с бюрократическими структурами, так как сейчас среди наших клиентов становится все больше крупных российских компаний и государственных органов. Конечно, ему придется значительно расширить свою практику и освоить специфику нового для него бизнеса, но и для нас важен свежий взгляд со стороны. Так что переход менеджера из одной области в другую имеет свои плюсы. Однако, я полагаю, что если менеджер приходит на предприятие, которое испытывает трудности, то он будет успешен только в том случае, если приведет с собой команду. Если же он переходит из одной успешной компании в другую [успешную], то должен быть готов к эффективному взаимодействию с уже сложившейся командой.
Сергей Воробьев, управляющий партнер компании по подбору менеджеров высшего звена Ward Howell International
Если говорить о первых лицах, то классически обученный руководитель должен владеть 12 функциями менеджера. В порядке приоритетности это стратегия, маркетинг, финансы, производство, продажи, информационные технологии, развитие новых направлений, администрирование, право, безопасность, кадры, связи с общественностью. Каждое направление не всегда сфокусировано на индустрию. Управленцев, которые обладают всеми функциями, действительно можно перемещать из одной отрасли в другую. Они будут успешными и полезными в любом бизнесе, но их ничтожно мало. Что касается руководителей второго звена, то существуют следующие ограничения в перемещениях. Например, очень сильно различается маркетинг в производстве и продажах ТНП. Эти специалисты легко перемещаются только в рамках своей индустрии, но между различными видами товаров. То же самое со специалистами по продажам. Группа будет разделена на потребительские товары, ориентированные на покупателя - физическое лицо, и товары, ориентированные на бизнес-потребителя. А если говорить о финансовых директорах, то вопрос будет стоять о капиталоемких и некапиталоемких индустриях.
Эльмира Михайлова, директор по маркетингу корпорации IBS
Одно время крупные международные компании приглашали к себе на работу спортивных тренеров. Их нанимали именно как управленцев, как людей, способных создать сплоченную команду. Поэтому я считаю, что, хотя у каждого человека есть склонность к тому или иному виду деятельности, знание специфики определенного бизнеса со временем приходит. Я уверена, что определенная универсальность управленца существует. Российские специалисты очень быстро развивались и продолжают это делать, но, естественно, остаются белые пятна. Насколько человек способен эти пятна увидеть и заполнить их, насколько он быстро может впитать новую информацию, настолько он и универсален. Также я полагаю, что все зависит от личностных качеств человека, которые под влиянием определенных условий и обстоятельств трансформируются в профессиональные. Ведь не секрет, что люди по натуре делятся на лидеров и на людей ведомых, которые становятся хорошими исполнителями. С этой точки зрения компетенция управленца универсальна.
Юлия Фалькевич
Опубликовано в газете "Ведомости" 24 ноября 2005 года
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Мария Прямкова (IBS) – о предиктивной аналитике в управлении персоналом на Big Data Conference
- 2 Эксперимент: можно ли полностью отказаться от сервисов Google и других цифровых гигантов
- 3 Искусственный интеллект vs SEO: кто кого?
- 4 Опционы как мотивация для IT-работников. Как это работает?
- 5 Почему даже у Facebook и Google не взлетают продукты?
ВОЗМОЖНОСТИ
21 марта 2024
25 марта 2024
27 марта 2024
Популярное
Архив rb.ru