Дина Богдашова
Генпрокуратура так и не нашла владельцев аэропорта, ему пришлось поддаться и самому раскрыть карты
Раскрылась великая тайна: аэропорт Домодедово объявил о выходе на Лондонскую биржу и заодно назвал своего конечного собственника. Той самой последней «матрешкой», которую безуспешно искала Генпрокуратура, оказался глава совета директоров оператора аэропорта компании «ИстЛайн» Дмитрий Каменщик. Эксперты считают высокими шансы компании на IPO и оценивают Домодедово в $4-5 млрд. Правда, не исключают, что успешному дебюту в Лондоне может помешать политика.
Ищут пожарные, ищет милиция...
Не успел замгенпрокурора РФ Александр Буксман посокрушаться, что Генпрокуратуре так и не удалось найти «ту самую последнюю матрешку», которая помогла бы указать на собственника аэропорта Домодедово, как буквально через час DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн (Великобритания), официально объявила о выходе на IPO в Лондоне и заодно раскрыла собственника аэропорта.
Конечным бенефициаром 100% акций компании является глава совета директоров оператора аэропорта компании «ИстЛайн» Дмитрий Каменщик. В списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes он занимает 86-ую строчку с состоянием в $1,1 млрд.
Вопрос о собственниках Домодедово волнует всех уже не один год, на рынке традиционно считалось, что бенефициарами компании являются Дмитрий Каменщик и Валерий Коган. Однако ситуация обострилась после теракта, когда Дмитрий Медведев потребовал ответа за случившееся от всех, "кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмента самого аэропорта". "Всем, вроде, известно, кто собственник. В то же время начинаешь проверять, а собственник спрятан за структурами бенефициарных владений. А ведь это транспортный узел, где садится огромное количество самолетов", - негодовал Медведев.
Генпрокуратура и Счетная палата по поручению Медведева начали проверку. Прокуроры уверяли, что аэропортом управляют иностранцы, что угрожает безопасности страны. Счетная палата согласилась и назвала владельцем кипрский офшор Hacienda Investments Limited.
Домодедово - крупнейший по пассажиропотоку аэропорт московского авиаузла. В 2010 году он обслужил 22,3 млн пассажиров 77 авиакомпаний. Консолидированная выручка компании за прошлый год составила 29,67 млрд рублей, увеличившись с 24,398 млрд рублей в 2009 году. Скорректированная EBITDA выросла до 12,735 млрд рублей с 7,866 млрд рублей в 2009 году.
Сколько стоит Домодедово?
Сегодня DME Limited, которой принадлежит Домодедово, официально объявила о выходе на IPO на Лондонской фондовой бирже, первая информация о котором появилась еще в ноябре прошлого года. Как следует из сообщения DME Limited, инвесторам в ходе размещения будут предложены существующие акции в форме депозитарных расписок. Объем предложения не сообщается. Организаторами размещения назначены Goldman Sachs, J.P. Morgan, Morgan Stanley и Citigroup.
Домодедово - качественный актив, поэтому для удачного размещения необходима такая же качественная отчетность, а о ней рынку известно очень мало, рассказывает RB.ru о рисках Максим Шеин, начальник аналитического отдела ФГ БКС. «Главные риски в размещении заключаются в возможном продолжении давления властей на компанию в целом и ее акционеров, в частности. И даже в возможной национализации Домодедово», - говорит RB.ru ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, добавляя при этом, что, тем не менее, интерес к акциям аэропорта может быть очень высоким.
Домодедово имеет все шансы хорошо разместиться, соглашается Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе». «Во-первых, сам по себе объект очень интересный, во-вторых, судя по некоторым предварительным данным, в ходе подготовки к IPO все предприятия, работающие в аэропорту, возможно, будут объединены в единую структуру. То есть будет исключена типичная для российских аэропортов ситуация, когда наиболее рентабельные виды деятельности выведены за периметр публичных компаний и, соответственно, показатели эмитентов привлекательными для инвесторов не выглядят», - рассказывает собеседник RB.ru .
Размещение может и не состояться из-за слабости рынков капитала сейчас и неприятия риска крупными инвесторами, считает трейдер ИК «Велес Капитал» Дмитрий Перегудов. Однако, если выход на LSE состоится, то размещение пройдет по нижней границе, говорит RB.ru эксперт.
С ним соглашается и Максим Шеин. При этом аналитик оценивает компанию приблизительно в $4,4 млрд (если сравнивать с зарубежными аналогами по пассажиропотоку). «Это примерно $190 за пассажира. Российские аэропорты, акции которых торгуются на рынке, оценены в среднем в $40 за пассажира, но эти аэропорты намного меньше Домодедово», - говорит RB.ru эксперт.
Дмитрий Баранов оценивает весь комплекс в $4-5 млрд.
"В настоящее время финансовые показатели аэропорта не раскрываются, поэтому оценивать стоимость Домодедово можно только на основе аналогового подхода. В качестве аналогов можно рассматривать как аэропорты со сходным пассажиропотоком (Вена, лондонский Гатвик, Цюрих), так и аэропорты, имеющие сходное значение для транспортной системы страны (Парижский узел, Франфуртский узел). Используя понижающий коэффициент 0,6 за счет общей недооцененности российского рынка, мы получаем условную капитализацию Домодедово на уровне $1,2 млрд за 100% акций", - дает свою оценку Дмитрий Адамидов.
Ранее заявлялось, что деньги от IPO пойдут на строительство новой взлетно-посадочной полосы, напоминает Максим Шеин. Средства нужны на дальнейшее развитие аэропорта, включая меры по развитию его инфраструктуры и укрепление систем безопасности, говорит Дмитрий Баранов.
Ищут пожарные, ищет милиция...
Не успел замгенпрокурора РФ Александр Буксман посокрушаться, что Генпрокуратуре так и не удалось найти «ту самую последнюю матрешку», которая помогла бы указать на собственника аэропорта Домодедово, как буквально через час DME Limited, зарегистрированная на острове Мэн (Великобритания), официально объявила о выходе на IPO в Лондоне и заодно раскрыла собственника аэропорта.
Конечным бенефициаром 100% акций компании является глава совета директоров оператора аэропорта компании «ИстЛайн» Дмитрий Каменщик. В списке богатейших бизнесменов России по версии Forbes он занимает 86-ую строчку с состоянием в $1,1 млрд.
Вопрос о собственниках Домодедово волнует всех уже не один год, на рынке традиционно считалось, что бенефициарами компании являются Дмитрий Каменщик и Валерий Коган. Однако ситуация обострилась после теракта, когда Дмитрий Медведев потребовал ответа за случившееся от всех, "кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмента самого аэропорта". "Всем, вроде, известно, кто собственник. В то же время начинаешь проверять, а собственник спрятан за структурами бенефициарных владений. А ведь это транспортный узел, где садится огромное количество самолетов", - негодовал Медведев.
Генпрокуратура и Счетная палата по поручению Медведева начали проверку. Прокуроры уверяли, что аэропортом управляют иностранцы, что угрожает безопасности страны. Счетная палата согласилась и назвала владельцем кипрский офшор Hacienda Investments Limited.
Домодедово - крупнейший по пассажиропотоку аэропорт московского авиаузла. В 2010 году он обслужил 22,3 млн пассажиров 77 авиакомпаний. Консолидированная выручка компании за прошлый год составила 29,67 млрд рублей, увеличившись с 24,398 млрд рублей в 2009 году. Скорректированная EBITDA выросла до 12,735 млрд рублей с 7,866 млрд рублей в 2009 году.
Сколько стоит Домодедово?
Сегодня DME Limited, которой принадлежит Домодедово, официально объявила о выходе на IPO на Лондонской фондовой бирже, первая информация о котором появилась еще в ноябре прошлого года. Как следует из сообщения DME Limited, инвесторам в ходе размещения будут предложены существующие акции в форме депозитарных расписок. Объем предложения не сообщается. Организаторами размещения назначены Goldman Sachs, J.P. Morgan, Morgan Stanley и Citigroup.
Домодедово - качественный актив, поэтому для удачного размещения необходима такая же качественная отчетность, а о ней рынку известно очень мало, рассказывает RB.ru о рисках Максим Шеин, начальник аналитического отдела ФГ БКС. «Главные риски в размещении заключаются в возможном продолжении давления властей на компанию в целом и ее акционеров, в частности. И даже в возможной национализации Домодедово», - говорит RB.ru ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, добавляя при этом, что, тем не менее, интерес к акциям аэропорта может быть очень высоким.
Домодедово имеет все шансы хорошо разместиться, соглашается Дмитрий Адамидов, соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе». «Во-первых, сам по себе объект очень интересный, во-вторых, судя по некоторым предварительным данным, в ходе подготовки к IPO все предприятия, работающие в аэропорту, возможно, будут объединены в единую структуру. То есть будет исключена типичная для российских аэропортов ситуация, когда наиболее рентабельные виды деятельности выведены за периметр публичных компаний и, соответственно, показатели эмитентов привлекательными для инвесторов не выглядят», - рассказывает собеседник RB.ru .
Размещение может и не состояться из-за слабости рынков капитала сейчас и неприятия риска крупными инвесторами, считает трейдер ИК «Велес Капитал» Дмитрий Перегудов. Однако, если выход на LSE состоится, то размещение пройдет по нижней границе, говорит RB.ru эксперт.
С ним соглашается и Максим Шеин. При этом аналитик оценивает компанию приблизительно в $4,4 млрд (если сравнивать с зарубежными аналогами по пассажиропотоку). «Это примерно $190 за пассажира. Российские аэропорты, акции которых торгуются на рынке, оценены в среднем в $40 за пассажира, но эти аэропорты намного меньше Домодедово», - говорит RB.ru эксперт.
Дмитрий Баранов оценивает весь комплекс в $4-5 млрд.
"В настоящее время финансовые показатели аэропорта не раскрываются, поэтому оценивать стоимость Домодедово можно только на основе аналогового подхода. В качестве аналогов можно рассматривать как аэропорты со сходным пассажиропотоком (Вена, лондонский Гатвик, Цюрих), так и аэропорты, имеющие сходное значение для транспортной системы страны (Парижский узел, Франфуртский узел). Используя понижающий коэффициент 0,6 за счет общей недооцененности российского рынка, мы получаем условную капитализацию Домодедово на уровне $1,2 млрд за 100% акций", - дает свою оценку Дмитрий Адамидов.
Ранее заявлялось, что деньги от IPO пойдут на строительство новой взлетно-посадочной полосы, напоминает Максим Шеин. Средства нужны на дальнейшее развитие аэропорта, включая меры по развитию его инфраструктуры и укрепление систем безопасности, говорит Дмитрий Баранов.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
20 апреля 2024
21 апреля 2024
21 апреля 2024