Утилизационная программа закончится досрочно через три недели

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Некоторые эксперты сомневаются, что имеет смысл ее продолжать

Минпромторг  прогнозирует, что в течение ближайших трех недель выдаст последние утилизационные сертификаты. Таким образом, правительственная программа закончится в конце мая, а не в ноябре, как рассчитывали в ведомстве. Между тем, в Минпромторге пока не решили, стоит ли просить у Минфина денег на продолжение этого проекта. Некоторые эксперты считают, что в этом нет особого смысла. 

Глава департамента автопрома Минпромторга Алексей Рахманов заявил, что программа по утилизации старых автомобилей может закончиться досрочно - уже через три недели, передает Reuters. Тогда как выдать все запланированные 200 тыс. утилизационных сертификатов, дающих скидку в 50 тыс. рублей при покупке новой машины, предполагалось только к ноябрю этого года. Таким образом, выделенные на программу 10 млрд рублей (на компенсацию дилерам скидок, предоставляемым покупателям) скоро закончатся, и программу придется остановить.

Рахманов, правда, не исключил возможности искусственного торможения государством выдачи свидетельств. Однако это станет возможным только в том случае, если автопроизводители смогут обеспечить участников программы требуемым количеством автомобилей.  Рахманов уверил, что Минпромторг не собирается "выдавать "пустые" свидетельства, не обеспеченные гарантиями поставки машин потребителям от производителей".

Из-за высокого спроса на автомобили по программе утилизации время ожидания машин в некоторых регионах может достигать восьми месяцев. В первую очередь речь идет об "АвтоВАЗе", на который пришлись основные продажи по программе, тогда как завод оказался не способен удовлетворить весь спрос на "классику".

Государственная программа по утилизации стартовала 8 марта 2010 года. По ней владелец автомобиля старше 10 лет может обменять авто на скидку  в 50 тыс. рублей для покупки новой машины, собранной в России. В перечень машин, которые можно приобрести по программе, входят 79 моделей. За первые два месяца действия программы утилизационные сертификаты получили 100 тысяч человек - половина из запланированных государством 200 тыс. свидетельств.

Стоит ли продолжить программу

Дмитрий Баранов из УК "Финам Менеджмент" считает, что стоит выделить еще 10 млрд рублей и продолжить реализацию программы утилизации без перерыва, так как она стала локомотивом роста авторынка. Однако Евгений Шаго из УК "Ингосстрах" придерживается иного мнения. "Дальнейшее продолжение программы считаю нецелесообразным, - говорит он RB.ru. - Основной спрос пришелся на вазовскую "классику". Те, кто хотел купить со скидкой дешевые "пятерки" и "семерки", уже сделали это. Желающих же приобретать более дорогие модели в рамках этого проекта, как показала программа, существенно меньше". Утилизационная программа принесла ощутимую пользу только "АвтоВАЗу", другие автопроизводители, в частности, Ford и Renault, выиграли от этого незначительно, считает он.

По данным Минпромторга, самыми популярными машинами, приобретаемыми по программе, являются автомобили Lada. Следом идут УАЗ, Renault, Ford, Chevrolet, ГАЗ и Fiat. Но если на Lada приходится две трети всех продаж в рамках программы, то на остальные модели по 1-2%. Так, по данным на 27 апреля, "АвтоВАЗ" зарегистрировал 156 тыс. заявок на покупку Lada (то есть доля завода может составить 78% от всех продаж по программе).

Тем временем, тольяттинский автогигант оказался сам не готов к такому спросу на "классику": заявок на Lada принято много, но в реальности машин продано почти в два раза меньше, так как производство не справляется со спросом. "Утилизационную программу продолжать бессмысленно, по крайней мере до тех пор, пока "АвтоВАЗ" не отгрузит покупателям все машины, уже заказанные по ней", - говорит эксперт.  

Снова запустить программу имеет смысл только исключительно ради поддержки "АвтоВАЗа", считает Шаго.  И то, программа помогла "АвтоВАЗу" не так уж и сильно, если посмотреть не на количество принятых заявок, а на то, сколько заработает завод на продаже свои моделей, в основном "классики". Маржа от реализации дешевых "пятерок" и "семерок" очень мало, поэтому большой прибыли от их продаж завод не получит, отмечает эксперт.

Окончание программы в целом на рынке существенно не отразится, считает он. Что же касается другой цели утилизационного проекта - омоложение автопарка страны - то эта проблема не решается. Фактически старые автомобили меняются на не менее старые ("классику"), только не бывшие в употребление, отмечает Шаго.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Money2020
22 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase