В 2008 году снизилось производство почти всех видов алкоголя

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

При этом объемы выпуска пива в России упали впервые за последние 12 лет

В прошлом году объемы производства почти всей алкогольной продукции существенно сократились, согласно опубликованным сегодня данным Росстата.  Причем, выпуск водки и ликероводочных изделий упал сильнее, а пиво впервые за последние 12 лет показало отрицательную динамику производства. Однако меньше пить водки, вина и пива из-за кризиса россияне не стали, просто большая часть рынка уходит в "тень", считают эксперты.   

По данным Росстата, производство водки и ликероводочных изделий в 2008 году снизилось на 7,6% - до 121 млн декалитров (дал). Причем, в декабре, несмотря на предновогодние праздники, производство этого алкоголя упало еще более значительно - на 21,1% по сравнению с декабрем прошлого года - до 11,8 млн дал. Хотя по сравнению с ноябрем 2008 года объемы выпуска все же выросли на 11,1%.

Падение объемов производства водки и ликероводочной продукции является наиболее существенным, так как этот сегмент занимает наибольшую долю в структуре рынка. "Рентабельность здесь весьма невысока, поэтому любой заметный рост издержек или нарушение в цепочке поставок и увеличение дебиторской задолженности, что и происходило в результате проблем у дистрибьюторов и ритейлеров, может привести к существенному сокращению производства",  - говорит RB.ru аналитик УК "Финам" Максим Клягин. Причем, наибольшее падение объемов выпуска водки и ЛВИ (ликероводочные изделия) отмечено во второй половине прошлого года, то есть после того, как грянул кризис.

Падение производства наблюдается и в сегменте виноградных вин (на 1,9% - до 50,3 млн дал), шампанских и игристых вин (на 3,7% - до 20,8 млн дал), по данным Росстата за 2008 год. Что касается пива, то его производство упало впервые за последние 12 лет (с 1996 года). По предварительным оценкам Союза российских пивоваров, в 2008 году было произведено 1,14 млрд дал пива, что на 0,6% меньше, чем в 2007 году.

Спрос на коньяк рос до кризиса

В плюсе оказались только производители коньяка и плодовых вин. В 2008 году производство коньяка увеличилось на 29% - до 10,4 млн дал, а плодовых вин - на 18,3% - до 3,9 млн дал (данные Росстата). Хотя в конце года и в этих сегментах наблюдалось падение выпуска.

Такая статистика вовсе не означает, что большинство россиян перешло с водки и виноградных вин на коньяк и плодовые вина. Увеличение спроса на коньяк действительно наблюдалось в прошлом году, но в докризисный период. Это "происходило в рамках тенденции к росту потребления в более дорогих по сравнению с водкой сегментах крепких алкогольных напитков", - говорит RB.ru Максим Клягин. А вот рост спроса на плодовые вина эксперт объясняет тем, что в последний год данная продукция просто оказалась более широко представлена на рынке и к тому же появился ряд новинок. Но в целом, потребляемые объемы плодовых вин пока еще очень малы.

Причины падения производства

Одной из главных причин снижения объемов производства алкогольной продукции стали негативные последствия мирового финансового кризиса, который затронул как производителей сырья и конечной продукции, так и дистрибьюторов и розничных продавцов. "Вполне естественно, что в условиях дефицита ликвидности, роста издержек и увеличения процентной ставки, большинство операторов сократили объемы выпуска продукции", - говорит аналитик УК "Финам Менеджмент".  

Спрос на алкоголь не упал

В тоже время, существенного снижения покупательского спроса, особенно в низком и среднем ценовом сегменте пока не произошло, считает Максим Клягин. Дело в том, что данные Росстата показывают ситуацию только на легальном рынке. Поэтому, как уточняет эксперт, справедливее говорить о существенном сокращении легального алкогольного рынка и увеличении "теневого рынка", в чем не последнюю роль сыграл рост ставок акцизов.

По его мнению, легальный рынок продолжит сокращать объемы и в 2009 году. "Вместе с тем потребление водки и ЛВИ в натуральном выражении существенно не изменится, но вполне вероятно смещение спроса в пользу более дешевой продукции вплоть до контрафакта", - резюмирует эксперт. 


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase