Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В 2009 году роста российского потребрынка не будет

Архив rb.ru
Наталья Жогова

Автор издания «РБ.РУ»: Архивные материалы

Наталья Жогова

В будущем россияне не намерены увеличивать расходы, собираясь экономить на отдыхе и развлечениях

В 2009 году роста российского потребрынка не будет
Потребительский спрос в России восстанавливается медленно. По оценке экспертов PricewaterhouseCoopers (PwC), по итогам года потребрынок останется на уровне 2008 года (в рублях), а в долларовом выражении упадет на 20%. В ближайшие 12 месяцев жители России не планируют увеличивать свои расходы и намерены еще больше экономить на путешествиях и досуге. В Новый год продажи вырастут на 5-10% (в рублях).

По оценке PwC, в 2009 году российского рынка розничной торговли в 2009 года в рублях останется неизменным. В долларовом выражении аналитики ожидают его падения на 20%, заявил журналистам руководитель практики по оказанию услуг компаниям сектора розничной торговли и производства потребтоваров PwC в России Дэйл Кларк. В 2010 году в рублях возможен рост до 3%.

В связи с кризисом возможность совершать покупки у россиян остается ограниченной. Наиболее пострадавшими секторами в 2009 году стали товары класса люкс, товары длительного пользования,  значительно сократились расходы на путешествия и отдых. Потребители все больше предпочитают делать покупки в магазинах формата дискаунтер, переходят от покупки дорогостоящих товаров к товаров из средней ценовой категории.

Падение реального потребительского спроса секторам сложно оценить еще из-за изменения курса рубля и оттока покупателей от люксовых товаров. Например, объемы продаж в секторе косметики в целом сохранились на уровне прошлого года, однако перемещение покупателей от люкса к менее дорогим маркам достигает 50%, пояснил RB.ru Кларк.

По данным Росстата, в 2008 году оборот розничной торговли в России вырос на 13,5% до 13,9 трлн рублей. В этом году по данным за 10 месяцев рынок сократился на 5,7% в годовом выражении.

В Новый год продажи вырастут на 5-10%

Традиционный рост продаж в предновогодний период также особо делу не поможет. Как заявил RB.ru  Дэйл Кларк, по сравнению с 2008 годом праздничные продажи период могут вырасти на 5-10%, но в рублевом выражении.

В новогодний период, отчасти из-за российского менталитета (на Новый год принято делать подарки), отчасти от ощущения возросшей стабильности на фоне разговоров об окончании кризиса, продажи по сравнению с прошлым годом вырастут, соглашается Татьяна Бобровская из ИК "Брокеркредитсервис". "Если смотреть в "реальных показателях", то потребительский спрос будет на уровне прошлого года и выше в зависимости от сектора, - отметила RB.ru эксперт. - В денежном выражении продажи, безусловно, вырастут из-за общего роста цен".

Россияне будут экономить на отдыхе и развлечениях

Несмотря на незначительный рост потребительской уверенности в третьем квартале 2009 года, готовность российских потребителей увеличивать свои траты в ближайшие 12 месяцев остается на низком уровне. Согласно опросу PwC, проведенному в октябре 2009 года среди 2000 респондентов в 11 городах-миллионниках России, большинство потребителей планирует экономить за счет отдыха и досуга.

Снижать свои затраты на путешествия будут 38% респондентов, еще 33% - будут уменьшать расходы на походы в кино, театры, концерты и рестораны. Сложнее всего потребителям было оценить будущие затраты на отпуск (14% затруднились ответить).

Четверть опрошенных рассчитывает в следующем году сэкономить на покупке электронной бытовой техники.  

Более половины потребителей планируют сохранить примерно на том же уровне свои расходы: на продукты питания - 65%, косметику и парфюмерию - 59%, книги, периодические издания, аудио и видео диски - 57%. Статьями, по которым возможен рост расходов, стали обустройство дома (42%), одежда и обувь (39%) и продукты питания (26%).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Красная икра дешевеет, а яйца дорожают: во сколько обойдется новогодний стол в 2023 году
  2. 2 Кто проводит большие сделки в России
  3. 3 ​​Бизнес в живописном месте: советы юриста по открытию глэмпинга
  4. 4 Бизнес в Южной Африке
  5. 5 Видеоконтент, который продает: форматы и особенности
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше