Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В 2009 году сотовые ритейлеры недосчитались 66 млрд рублей

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Продажи сотовых телефонов упали в рублях на 30%, закрыто 5 тыс. салонов связи

В 2009 году сотовые ритейлеры недосчитались 66 млрд рублей

  Розничные продажи мобильных телефонов в 2009 году в России упали на 27% по сравнению с 2008 годом до 26,2 млн штук, подсчитала "Евросеть". В рублевом выражении рынок просел на 30% до 131 млрд рублей. Спрос сдвинулся в сторону недорогих моделей, сделавшие на них ставку вендоры нарастили свою долю. В 2010 году эксперты ждут умеренного роста продаж и средней цены проданного телефона.

В 2009 году в процессе оптимизации розничной сети крупными ритейлерами, банкротства и ухода с рынка средних и мелких игроков было закрыто около 5 тыс. салонов связи. Общее количество магазинов, продающих мобильные телефоны, на конец 2009 года составило в России порядка 15 тыс. точек, говорится в распространенном сегодня аналитическом отчете "Евросети".

Падение рынка произошло с начала года. От значительного провала в январе рынок был спасен активным спросом потребителей импортных товаров в ожидании роста курса доллара и розничных цен. Дальнейшее падение связано с экономическими факторами, снижением уровня реального дохода населения, ростом безработицы и кризисных настроений. Дно рынок нащупал только в мае-июне, провалившись на 40% относительно показателей мая 2008 года. 

В 2009 году в Россию было ввезено порядка 27,4 млн шт. сотовых телефонов, продано - 26,2 млн штук, или 73% от продаж докризисного 2008 года. Запасы на складах оказались выше, чем годом ранее на 1,2 млн аппаратов. С учетом девальвации рубля продажи в долларовом выражении обвалились на 45% до $4,1 млрд, в российской валюте - на 30% до 131 млрд руб.

Оценки "Евросети" оказались немного пессимистичнее оценок независимого эксперта, бывшего вице-президента  Владимира Богданова. Согласно его докладу на российском первичном рынке розничных продаж было продано 27,5 млн сотовых телефонов, что на 24% ниже, чем в 2008 году и на 9% ниже продаж сотовых телефонов по итогам 2004 года. Осенью прошлого года "Евросеть" и МТС прогнозировали, что снижение рынка в годовом исчислении составит около 30%.



Покупатели перешли на дешевые модели.

Средняя цена проданного в рознице сотового телефона составила $157, что на 24% ниже показателя 2008 года. В рублях показатель средней стоимости превысил цифру 4990 рублей, что всего на 4% ниже показателя 2008 года. Доля телефонов дешевле 2000 рублей выросла в штучном измерении с 24% в начале года до 41-42% в 4 квартале. Доля дорогих моделей, предлагаемых по цене от 10 000 рублей, снизилась в два раза в штучном измерении - с 10% до 5%.

Уловив тренд, вендоры не повышали цены и увеличили поставки недорогих моделей. Позицию лидера по объему продаж сотовых телефонов в России в 4-м квартале 2009 года разделили Nokia (рыночная доля 37-38%) и Samsung. У Nokia доля выросла на 3%, при этом падение рублевого среднего ценника по вендору было максимальным -  к концу года минус 18% от показателя 2008 года. Samsung снизила среднюю стоимость розничных продаж на 15%. 

Прорывом года можно считать компанию LG, которая сумела в 2 раза увеличить долю в количественных продажах, а так же увеличить средний ценник розничных продаж на 7-8%. Sony-Ericsson уступила позицию в ТОП-3 вендоров компании LG, потеряв более 10 п.п. рынка. При этом компания, предложив несколько новинок в дорогом сегменте, показала максимальный рост средней стоимости продаж - более чем на 15%.



С прицелом на IPO

Позиции игроков рынка сотового ритейла по итогам 2009 года распределились следующим образом: "Евросеть" - 33,4% рынка, "Связной" - 23,2%, РТК (розничная "дочка" МТС) - 9,3%, другие игроки - 34,1%. В среднесрочной перспективе консолидация рынка продолжится, и по-прежнему одним из основных трендов будет оставаться дальнейшее усиление позиций в ритейле крупнейших сотовых операторов, считает Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент".

К концу года доля "Евросети" изменится мало, считает Богданов. По его мнению, доля "Связного" увеличится до 25% за счет расширения сети. Доля РТК, по завершению в наступившем году реструктуризации компании, может приблизиться к 18-20% - за счет продаж субсидированных телефонов.

"Евросеть" прогнозирует, что в 2010 году благодаря постепенному восстановлению экономики и осуществлению отложенных покупок в кризисный период рынок вырастет на 10-11%. Более современные технологии, такие как touch-screen, будут пользоваться большой популярностью у потребителей и, при снижении себестоимости аппаратов спрос будет смещаться в их пользу. Средняя стоимость телефона увеличится на 4-5%, говорится в сообщении компании. Восстановление рынка до докризисных показателей "Евросеть" ожидает в 2011 году, тогда же компания планирует провести IPO. Аналогичные планы есть у "Связного".

Основная конкуренция между ритейлерами развернется вокруг дополнительных сервисов и периферийного ассортимента. "Объем продаж контрактов  в условиях дальнейшего насыщения рынка продолжит снижаться, - считает Максим Клягин. - Соответственно, сократится и доля доходов от этого направления в общем объеме выручки ритейлеров".

Постепенно на первый план для ритейлеров выходит задача увеличения продаж дополнительных продуктов и услуг, различных новых сервисов, замечает аналитик  УК "Финам Менеджмент". Также вполне вероятно, считает он, что еще более распространенной станет стратегия расширения ассортимента товаров за счет увеличения доли различных мобильных гаджетов, а также расширение ассортимента услуг, в том числе прямо не связанных сотовым ритейлом (путевки, страховки, лотерейные билеты и т.п.).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Чему учат в корпоративных университетах?
  2. 2 «Вкусвилл» расширил региональное присутствие в России
  3. 3 Подобрать одежду за пять минут: как технологии меняют карту пути потребителя в fashion-ритейле
  4. 4 Почему сейчас выгодно продавать на ресейл-платформах и как делать это эффективно?
  5. 5 «Автоматизируйте это немедленно», или что влияет на автоматизацию ритейла и FMCG
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше