В 2011 году темпы роста российского авторынка замедлятся

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Для "АвтоВАЗа" он может стать самым тяжелым годом после кризиса

Неожиданно для всех участников рынка в этом году российский авторынок вырастет - по предварительным оценкам - на 30%. Однако никто не спешит праздновать победу. Что больше помогло рынку вырасти - утилизационная программа или рост потребительской уверенности - остается загадкой. Поэтому к прогнозу на 2011 год участники рынка подходят осторожно и по-разному: он вырастет от 10% до 25%. Однако в одном эксперты сходятся - темпы роста замедлятся. Для "АвтоВАЗа" следующий год может стать самым сложным после кризиса, хотя на самом заводе видят свое будущее более оптимистичным.

В 2010-м году рынок легковых автомобилей (включая легкий коммерческий транспорт) вырастет на целых 30% до 1,9 млн штук, оценивают в Ассоциации европейского бизнеса (AEB). Такого роста никто не ожидал не только в начале, но и в конце года. В AEB меняли свой первоначальный прогноз на этот год четыре раза. Сначала эксперты ассоциации полагали, что в этом году российский авторынок останется на прошлогоднем уровне - 1,46 млн машин. С вводом утилизационной программы в марте, они стали ждать небольшого роста до 1,6 млн машин. Однако после 60%-го роста рынка в октябре, эксперты AEB увеличили свой прогноз до 1,8 млн машин.  Рекордный рост продаж в ноябре на 80% снова перекроил все прогнозы.

Впрочем, к прогнозу роста на 2011 год эксперты и участники рынка подходят сдержано. В "Автостате" считают, что рынок может вырасти на 25%. В AEB ожидают замедления темпов роста российского авторынка до 20%. В Минпромторге придерживаются еще более пессимистичного прогноза: рост составит лишь 10%, говорил Алексей Рахманов, директор департамента автопрома в ведомстве.

Причины роста

Осторожность участников рынка связана с тем, что до конца не ясно, что именно стало причиной роста авторынка в этом году. Толчком оживления рынка, безусловно, стала утилизационная программа, запущенная в марте. В целом, порядка половины роста рынка в 2010-м году можно отнести к результатам действия программы по утилизации старых авто, считают в AEB. То есть без нее рынок мог бы вырасти только на 15%. Уже к 21 декабря были выданы последние из 400 тысяч утилизационный сертификатов, зарезервированных в рамках двух этапов программы на этот год. Минпромторгу пришлось начать выдавать 100 тыс. бонусов, которые были зарезервированы на 2011-ый год. В бюджете-2011 на утилизацию легковых автомобилей предусмотрено 13,95 млрд. рублей, из которых 8,5 млрд. рублей пойдет на завершение финансирования действующей программы, остальное - на третий этап. К осени следующего года действие программы должно закончиться. Из 400 тысяч сертификатов, выданных в нынешнем году, договоры купли-продажи были заключены по 376 тысячам из них.

Утилизационная программа стала одной из главных причин роста авторынка. С марта по ноябрь продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России, по данным АЕБ, выросли на 42% до 1,54 млн. штук. Основная часть проданных в рамках программы автомобилей - порядка 80% - приходится на продукцию "АвтоВАЗа", далее идут Renault, Ford, "ГАЗ" и Skoda.

Теперь всех волнует вопрос - будет ли провал рынка после завершения программы, как это было в Европе и США. В Минпромторге уверены, что провала не будет, потому что спрос на новые автомобили в рамках программы постепенно снижается. На "АвтоВАЗе" придерживаются такого же мнения. Однако не все участники рынка разделяют эту точку зрения. В Renault ожидают замедления роста рынка после завершения утилизационной программы.  

Впрочем, эксперты отмечают, что росту рынка способствовала и другая правительственная программа - льготное автокредитование. Автокредитование явилось "локомотивом" рынка в 2006-2008 годах. Значительное падение ежемесячных продаж в конце 2008 года связано именно с приостановкой выдачи кредитов на покупку автомобилей.

Запущенная в 2009-м,  в этом году программа льготного автокредитования оказалась более успешной благодаря изменению параметров программы. Если доля автомобилей, купленных по льготным кредитам, с апреля по декабрь 2009 года составляла лишь 6,6% в общем объеме реализации, то в марте-ноябре 2010 года автомобили-льготники заняли 9,6% российского авторынка, посчитали в "Австотате". За 2010 год было выдано 155 тысяч льготных автокредитов (по данным Минпромторга на 16 декабря).

Успех льготной программы подстегнул и других участников автокредитования к появлению новых привлекательных кредитных программ. Всего в этом году, как ожидают в "Автостате", в кредит будет продано около 606 тыс. новых автомобилей, в полтора раза больше, чем за весь 2009 год - 366 тыс. машин. Если в 2008 году в кредит продавалось примерно половина всех автомобилей, то во время кризиса (в 2009 году) доля "кредитных" автомобилей упала до 20%. Сейчас доля выросла до 40%, приводит данные "Автостат".

Оживлению авторынка способствовала и улучшение общей экономической ситуации в стране. На рынок хлынул "отложенный" спрос. Россияне почти два года боялись тратить свои сбережения в силу нестабильной экономической ситуации и угрозы увольнения. Во второй половине 2010 год отмечается рост потребительской уверенности. В 2011-м году росту рынка будут способствовать эти же факторы.

2011 год будет самым сложным для "АвтоВАЗа"

Больше всего утилизационная программа помогла "АвтоВАЗу". К концу года в рамках программы завод продавал уже половину от общих объемов продаж. "АвтоВАЗу" даже удалось выйти на небольшую прибыль. Планы отечественного автогианта на 2011-ый год амбициозные. Как заявил президент завода Игорь Комаров, "АвтоВАЗ" ожидает роста выручки в 2011 году примерно на 30% до 183 млрд. рублей. При этом выручка завода в 2010-м году составит 143 млрд рублей. Правда, показатели чистой прибыли Комаров озвучивать не стал. На заводе считают, что завершение утилизационной программы пройдет плавно, поэтому снижения продаж Lada не ожидают.

Однако эксперты не разделяют оптимизма завода. По их мнению, следующий год для "АвтоВАЗа" может стать самым сложным годом после кризиса.  С одной стороны, завершиться программа утилизации, которая стимулирует продажи Lada, c другой - возрастет конкуренция со стороны иномарок. Однако "АвтоВАЗ" надеется на запуск к концу 2011-го года бюджетной модели Lada Granta.

Лидеры рынка

Проанализировав продажи за 11 месяцев 2010 года (за 12 месяцев данные появятся только после новогодних праздников) в сравнении с аналогичными периодами 2008 и 2009 годов, "Автостат" разделил всех автопроизводителей на российском рынке на три группы: лидеры, догоняющие и отстающие.

В целом, рынок легковых автомобилей в 2010-м вырос почти на треть, но по сравнению с 2008-м годом пока фиксируется падение на уровне 37%.

В число лидеров входят шесть иностранных брендов, которые показали рост не только в сравнении с 2009 годом, но и по отношению к 2008 году. Бесспорным лидером стал Citroen, продажи которого выросли на 36% к 2009 году и на 44% к 2008 году. Успешно прошли кризис также Volkswagen, Kia, Mercedes-Benz, BMW и Audi. Директор "Автостата" обращает внимание на корейскую марку Kia, которая сумела подняться с 7-го на второе место среди иномарок в России. "Если брать динамику плюс объемы продаж, я бы поставил на первое место Kia, - говорит Сергей Целиков. - У этого бренда самая сильная маркетинговая политика". Вплотную друг к другу идет "немецкая тройка"Audi, BMW и Mercedes-Benz. Между ними идет сильная внутренняя конкуренция, которая, видимо, и задает движение, считает эксперт. Citroen же надо наращивать объемы.

К "догоняющим" в "Автостате" отнесли восемь автобрендов, продажи которых идут чуть выше рынка, и уже в следующем году они могут достигнуть уровня 2008-го года. В эту группу вошла Skoda, продажи которой выросли в этом году на 38% к 2009 году, но еще на 9% меньше показателя 2008 года. Целиков считает, что у Skoda есть хороший потенциал скоро переместиться в группу лидеров. К "догоняющим" брендам относятся также  Renault, Daewoo, Lexus, Peugeot, Suzuki и SsangYong. Сюда же входит Lada, продажи которой в этом году выросли на 45% по сравнению с 2009-ым, но все еще меньше на 20% по сравнению с 2008-м годом.

Группа "отстающих" - наибольшая. Несмотря на то, что большинство из входящих в нее брендов показывает рост продаж к 2009-му года, однако все они фиксируют снижение продаж в сравнении с показателями 2008 года, причем снижение больше, чем в целом по рынку. В этой группе преобладают японские бренды, в частности, Nissan и Toyota. В число самых отстающих входят Mitsubishi, Mazda и Honda. Отставание японских брендов объясняется сильной йеной, которая повышает себестоимость и не позволяет оперировать ценой на автомобили. К тому же, японские бренды очень консервативны, и слабо развивают сборку машин на территории России, замечает Целиков. Даже те бренды, которые уже имеют местные сборочные предприятия, делают ставку не на массовые модели. К примеру, Toyota собирает на питерском заводе представительские седаны Toyota Camry.

В числе "отстающих" оказались даже лидеры по объемам продаж - Chevrolet и Ford. Их продажи в этом году выросли на 5-10%, а по сравнению с 2008-м году все еще показывают двукратное падение.

Скидок нет

Если в 2008 и 2009-м годах россияне могли купить машину прошлого года со скидкой порой в 20% от стоимости машины, то в конце этого года дилеры и автопроизводители распродаж не утраивали. Не будет их и в январе. Сейчас на рынке совершенно другая ситуация. Если в предыдущие годы наблюдалось затоваривание складов, то в этом году наблюдается дефицит на массовые модели. На новинку Volkswagen Polo Sedan, к примеру, уже образовалась полугодовая очередь. Многие бюджетные модели придется ждать по два-три месяца. Даже те дилеры, у которых наблюдается небольшое затоваривания, не снижают цены, а лишь предлагают традиционные наборы в подарок - либо зимнюю резину, либо скидки на допоборудование и прочее.

Участники рынка уверены, что в следующем году ситуация не изменится. Кроме того, неизбежно произойдет рост цен на автомобили как минимум на 5%. Это может быть связано как с появлением моделей новых поколений, так и с ростом цен на комплектующие.

Так, на "АвтоВАЗе", как говорил Комаров, не исключают рост розничных цен на Lada в первом квартале 2011 года на 5%. Причина грядущего повышения цен - рост затрат, в том числе из-за планируемого повышения цен на металлы, шины и энергоносители.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Николай Иванов 10:30, 30.12.2010
    0
    Вероятно, ещё одной причиной роста спроса на легковые автомобили в 2010 г. могла стать НЕУВЕРЕННОСТЬ потенциальных в будущем, т.е. опасение, что, не купив в этом году, можно не смочь, не суметь в следующем, когда инфляция (в т.ч. рост цен на авто) будет не ниже нынешней, ставки по вкладам - скорее всего - ниже, а доходы вряд ли вырастут. Осознание такой перспективы, наверное, и подтолкнуло рост продаж в последние месяцы. В 2011 г. рост рынка авто продолжится, но естественно, меньшими темпами. Полагаю, они будут больше 10 %, но меньше 20 % (пока воздержусь от более однозначного прогноза). При этом, думаю, относительно быстрее будут продажи более дорогих, в основном, импортных автомобилей, ибо богатые (в общем, но не без исключений) станут более платёжеспособными.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Innovate or Die
13 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase