В бедах "АвтоВАЗа" виновато его прежнее руководство

Расскажите друзьям

Менеджмент компании месяцами только выпрашивал деньги и ничего не делал, выяснила Счетная палата

  В бедственном положении "АвтоВАЗа" виновато его прежнее руководство, утверждает Счетная палата. Ее аудиторы выяснили, что компания несколько месяцев после начала кризиса выпрашивала деньги у правительства и лишь затем начала разрабатывать программу снижения издержек. Цели этой программы достигнуты так не были.

В конце прошлого года Счетная палата завершила проверку эффективности расходования "АвтоВАЗом" госпомощи на 25 млрд руб. Эти деньги завод получил из бюджета через одного из своих крупнейших акционеров - госкорпорацию "Российские технологии" в июне.

В течение нескольких недель деньги, выделявшиеся также на "инновационное преобразование предприятия и придание ему должной конкурентоспособности", были потрачены на выплаты банкам и поставщикам предприятия. Отчет был утвержден коллегией ведомства 18 декабря, пишут "Ведомости" и излагают главные его тезисы.

Источники проблем

Продажи "АвтоВАЗа" начали падать в ноябре 2008 года. А еще 11 октября 2008 года тогдашний президент предприятия Борис Алешин и председатель его совета директоров, гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов написали письмо премьер-министру Владимиру Путину с просьбой предоставить заводу из бюджета 26 млрд руб., говорится в отчете Счетной палаты. Главный аргумент "значительное ухудшение финансового состояния" компании, пояснил аудитор Счетной палаты Михаил Бесхмельницын.

Это "соответствует двухмесячному обороту компании", констатируют аудиторы. Деньги предполагалось потратить на "погашение просроченной задолженности поставщикам, погашение биржевых облигаций, векселей", а также на "частичное покрытие затрат по простою в январе - феврале 2009 г. в размере 1 млрд рублей". 30 марта правительство одобрило выделение "АвтоВАЗу" госпомощи на сумму 25 млрд рублей.

На следующий день совет директоров предприятия одобрил антикризисный план, говорится в отчете. Документ предусматривал решение трех блоков вопросов: восстановление ликвидности, выход на уровень операционной рентабельности и разработку стратегии долгосрочного развития "АвтоВАЗа". Собственные антикризисные мероприятия начал проводить системно только через полгода, констатировал Бесхмельницын на пресс-конференции в конце декабря.

Господдержка позволила бы "АвтоВАЗу" сохранить "оборотные средства и средства для развития производства, за счет чего удержать свою долю на рынке (даже в условиях общего падения спроса), а также избежать массовых увольнений <...> персонала" предприятием и его поставщиками, говорится в отчете. При этом Минпромторг прогнозировал, что бюджетные вливания и общие меры поддержки автопрома позволили бы автогиганту реализовать дополнительно 250 000 машин. Но этого не произошло, констатируют аудиторы.

Руководство "АвтоВАЗа" тем временем реализовывать антикризисные меры не спешило. С опозданием сокращалось производство машин, что стало причиной затоваривания. Да и при выборе базового сценария развития ситуации в 2009 г. была допущена ошибка. Еще в марте 2009 г. предполагалось, что продажи "АвтоВАЗа" составят 669 000 машин (падение на 22% к 2008 г.), но уже к концу года стало понятно, что они будут как минимум на 40% ниже.

У компании резко выросла потребность в оборотных активах - на 19 млрд руб. в 2008 г. и на 5,1 млрд руб. в течение первых трех кварталов 2009 г. Ее "АвтоВАЗ" стал восполнять за счет увеличения кредиторской задолженности: она выросла с 24,7 млрд руб. в начале 2008 г. до 62,7 млрд 1 октября 2009 г. (с учетом 25 млрд руб. госпомощи), отмечается в отчете Счетной палаты.



Провал программы

Но мартовская антикризисная программа оказалась неэффективной. Например, задача частичного снижения запасов была решена не за счет мер по стимулированию продаж, а за счет полной остановки завода в январе и августе. Простои обошлись "АвтоВАЗу" в 7,7 млрд руб., говорится в отчете.

Не оправдалась и ставка на завоевание рынков Урала, Сибири и Дальнего Востока. Предполагалось, что из-за введения запретительных пошлин на подержанные иномарки местные жители будут более благосклонны к продукции "АвтоВАЗа". Однако падение продаж в этих регионах в первых трех кварталах 2009 г. было даже больше, чем в целом по России, - 51% против 44%.

Безрезультатными оказались надежды и на увеличение госзаказа (в 2009 г. в рамках госзаказа было продано 14 059 Lada - в 2,8 раза меньше, чем годом ранее) и рост корпоративных продаж (результаты отсутствуют, говорится в отчете СП). "АвтоВАЗ" не утонул только благодаря госпомощи, уверен Бесхмельницын: "Все остальные мероприятия не оказали существенного влияния на финансовое положение компании".  

Из-за завышенного прогноза продаж поехали все финансовые показатели предприятия. Базовый сценарий предполагал, что в 2009 г. выручка «АвтоВАЗа» составит 136 млрд руб. А за счет повышения цен на Lada на 8% или введения переменной маржи для стимулирования дилеров - вырастет до 159 млрд руб. при соответствующем росте расходов со 151 млрд до 154 млрд руб. В реальности за январь - сентябрь выручка составила лишь 61 млрд руб., а расходы - 66 млрд руб.

Лишь в сентябре совет директоров "АвтоВАЗа" признал, что ряд предложенных в антикризисной программе мер исполнить невозможно, в том числе повысить цены на автомобили. Таким образом, все запланированные мероприятия не были исполнены либо не дали существенного эффекта, а задача восстановления рентабельности была провалена, констатирует Счетная палата.

Планы долгосрочного развития "АвтоВАЗа" тоже оказались под вопросом. Антикризисная программа предусматривала выделение в течение четырех лет 115 млрд руб. инвестиций, самым дорогим проектом (24 млрд руб.) стала разработка и постановка на конвейер автомобиля C-класса. Вторым по объему затрат был проект по запуску производства автомобилей на базе платформы RF-90, купленной у Renault, - 13 млрд руб. В июле объем инвестпрограммы был скорректирован до 80 млрд руб., а в сентябре - до 33,9 млрд. Эти деньги предполагалось получить из внешних источников, но в программе они не были определены, отмечается в отчете Счетной палаты. На конец прошлого года инвестпрограмма фактически не финансировалась, говорится в отчете.

Приобретение лицензии у Renault, как выяснила Счетная палата, содержит существенное ограничение: даже если "АвтоВАЗ" за свой счет улучшит выпускаемые по лицензии машины, права на эти улучшения все равно останутся за французским автоконцерном. Зачем это было сделано, представители "АвтоВАЗа" и Renault рассказать не смогли.

"АвтоВАЗ" слишком поздно начал заниматься реализацией долгосрочных планов - лишь в середине 2009 г., когда предприятие уже находилось в кризисе, а госпомощь была получена. Так, например, уже новый менеджмент начал работать над повышением качества продукции лишь в октябре 2009 г., хотя количество выявляемых дефектов за первые три месяца эксплуатации составляло 306 для Lada Priora и 268 для Lada Kalina, при том что для лучших марок в этом классе этот показатель равен 20, отмечается в отчете СП. Осенью же с государством были согласованы планы по сокращению персонала предприятия с 94 000 до 72 000 человек.

Чиновник Минфина рассказал "Ведомостям", что при принятии решения о выделении помощи "АвтоВАЗу" его антикризисные инициативы действительно рассматривались, но практически никакого значения это не имело. "Решение было политическим, просто заводу необходимо было помочь", - утверждает он. Недавно правительство, напомним, утвердило выделение предприятию еще 28 млрд рублей из дополнительных 50 млрд рублей госпомощи (всего - 75 млрд рублей).



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase