Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В Европе выросли розничные цены на продовольствие

Архив rb.ru
Николай

Николай

Как и в России, в ЕС растут цены на молочные продукты и растительные масла

В Европе выросли розничные цены на продовольствие
Объяснять рост цен на продовольственные товары в России только лишь сговором поставщиков или продавцов нельзя. Тенденции к росту цен на продукты наблюдаются во всем мире. Как передает AFP, в Европе в последнее время розничные цены на молочные и производные продукты, а также растительные масла и товары, производимые из зерновых, значительно выросли.

Европейские производители объясняют рост отпускных цен скачком цен на сырье, который, в свою очередь, был вызван плохими урожаями, повышающимся спросом со стороны растущих рынков и ростом спроса на биотопливо.

В Европе и России почти одинаково

«Цены на молоко, масло и макаронные изделия уже выросли на 20-25% в среднем, – говорит директор бельгийской сети супермаркетов Colruyt Жан-Пьер Роландс. – Теперь это повлияет на цену производных продуктов, таких как йогурт, сыр и хлопья для завтрака. Цены на них к концу года вырастут на 10%. В случае с растительными маслами: подсолнечным или арахисовым, все намного хуже. Между ноябрем и декабрем мы ожидаем роста цен, по крайней мере, в 30%».

Таким образом, ситуация с ростом цен на некоторые категории продуктов в России и Европе почти одинакова, только в России цены уже выросли, а в Европе подорожание происходит более плавно.

В Европе рост цен в отрасли, которая в течение многих лет отличалась умеренной инфляцией, объясняют стремительным подорожанием сельскохозяйственной продукции по всему миру. Такой скачок цен вызван, во-первых, ростом спроса со стороны растущих рынков, таких как Китай, Индия, Латинская Америка, а также плохими урожаями. Кроме того, сравнительно новым фактором стало то, что в настоящее время многие фермерские хозяйства переквалифицировались на выпуск биотоплива, продавать которое в эру высоких цен на нефть стало выгоднее, чем производить еду.

Официальные цифры и реальность

По официальным данным, в России за первую неделю октября цены выросли на 0,5%. Инфляция за январь-сентябрь 2007 г. составила 7,5%. Однако в реальности можно заметить, что цены на некоторые съестные товары выросли за последние пару недель чуть ли не в полтора – два раза.

Естественно, что в официальной статистике учитываются цены на множество товарных групп по всей стране, однако поскольку реальные потребители живут в реальном мире, в котором цены повышаются вовсе не по разнарядке Росстата, то официальная информация – это слабое утешение для обычных людей.

Чтобы понять, каков на самом деле масштаб роста цен, достаточно привести данные по ценам из магазинов. Например, по сведениям газеты «Новые известия», которая раз в месяц публикует реальные цены на список товаров из четырех московских магазинов, только с 30 августа по 30 сентября в среднем цены на молоко, сливочное масло и сыр выросли на 12%, на растительное масло – на 5%.

Еще более примечательные данные обнаруживаются, если рассмотреть рост цен в отдельно взятой торговой сети с начала года. Так, участник «Живого журнала» под псевдонимом Vladon сравнил цены 1 января и 13 октября 2007 г. в одной из розничных сетей в Набережных Челнах. По его данным, разные виды сыра подорожали за 10 месяцев на 62-112%. Сливочное масло за тот же период стало дороже в среднем на 50%. Подсолнечное – от 50% до 70%.

Можно много говорить, что такие подсчеты не учитывают сезонных факторов или отражают не общую картину, а лишь маркетинговую стратегию отдельных магазинов, однако потребителю скорее важны цены в конкретных магазинах, куда он ходит, а не состояние в целом по отрасли.

Правительство начало борьбу

Поняв, что рост цен на продовольственные товары в России уже превысил допустимые с точки зрения социального спокойствия границы, правительство начало активную борьбу с подорожанием продуктов. Во-первых, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин заявил, что правительство намерено снизить импортные пошлины на ряд продуктов питания. Ранее правительство приняло решение о введении экспортной пошлины на пшеницу и ячмень.

Кроме того, в работу включилась Федеральная антимонопольная служба, которая приступила к антимонопольному расследованию на рынке молока и цельномолочной продукции. В частности шесть компаний, которые занимают более 60% рынка молочной продукции, сообщили, что они получили запросы антимонопольщиков о предоставлении информации об объемах производства и реализации продукции, о направлениях реализации, отпускных ценах, себестоимости и рентабельности в динамике за последние два года.

После анализа представленной информации ФАС России сделает выводы о наличии или отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства. Аналогичное расследование началось и среди отечественных лидеров по производству растительного масла.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Шринкфляция: что это такое и как ее используют в продажах