Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В информационной войне между Грузией и Россией открыт новый фронт

Архив rb.ru

Москва и Тбилиси публично обсуждают телефонные переговоры южноосетинских военных

В информационной войне между Грузией и Россией открыт новый фронт
В среду российские военные официально прокомментировали скандал вокруг расшифровок телефонных разговоров южноосетинских пограничников, которые были опубликованы накануне в западной прессе. Из обнародованных документов следовало, что российские войска вошли на территорию Южной Осетии утром 7 августа, то есть почти за сутки до начала войны. Это противоречит официальной версии Москвы, которая в среду устами военных назвала обнародованные телефонные разговоры совершенно неубедительными. Западные наблюдатели сомневаются, что записи поставят точку в споре о том, кто же все-таки развязал войну в Южной Осетии.

Во вторник американская газета New York Times опубликовала перевод полученных из Тбилиси расшифровок разговоров южноосетинских пограничников по мобильным телефонам. Записи были предоставлены грузинским провайдером сотовой связи MagtiCom, которым пользовались офицеры из Южной Осетии.

"Бронетехника пришла"

В записи разговора, который произошел в 3 часа 52 минуты утра 7 августа, командир из штаба южноосетинской пограничной охраны спрашивает своего подчиненного по фамилии Гасиев, который находился возле Рокского тоннеля: "Слушай, бронетехника пришла или как?" "И техника, и люди", - отвечает этот человек. Затем, отвечая на вопрос, прошла ли она через тоннель, он говорит: "Да, 20 минут назад; когда я вам звонил, они уже прибыли".

Однако в записи разговора не указывается точно количество бронетехники. Нет в ней и указаний на то, что в тот момент русские вели боевые действия.

Однако в Грузии записи трактуют однозначно. Заместитель министра иностранных дел Грузии Гига Бокерия сказал в интервью Financial Times, что они свидетельствуют о том, что "российская агрессия" была начата ранним утром 7 августа.  Бокерия отверг заявления российской стороны, что действия, о которых идет речь в записи были "рутинными", поскольку миротворческие силы обязаны сообщать другой стороне о своих действиях заранее, и осуществлять их днем. А президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что расшифровки телефонных разговоров "неопровержимо доказывают", что российские войска вошли в Южную Осетию задолго до ввода туда грузинских.

Косвенным тому подтверждением является и вызывавшая немало шуму статья от 3 сентября в российской газете "Красная звезда", официальном органе Минобороны РФ. Подробнее об этом читайте в допматериале.

Неубедительные доказательства

Принципиально иной точки зрения придерживаются в России. "Так называемые "доказательства", обнародованные в Тбилиси, нельзя рассматривать на серьезном уровне. Пусть предъявят какие-то документальные свидетельства [ввода в Южную Осетию российских войск], тогда будем разговаривать. В противном случае реагировать на это мы не будем", - заявил в среду замначальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын.

"Мы уже привыкли к бездоказательной риторике грузинской стороны. Грузинский режим еще раз пытается представить в глазах мировой общественности Россию как агрессора. Не удастся", - сказал представитель Генштаба. 

Словесная дуэль

В то же время российские военные, комментировавшие расшифровки по просьбе New York Times, не стали ставить под сомнение подлинность перехватов, а лишь попытались приуменьшить их значимость. Генерал Николай Уваров, бывший военный атташе при ООН, который  во время военных действий выступал в качестве пресс-секретаря министерства обороны РФ, настаивал, что атака Цхинвали была для России неожиданностью, на которую ей пришлось спешно реагировать. По его словам, передвижения российских вооруженных сил, о которых шла речь в упомянутом телефонном разговоре, не выходили за рамки обычных действий миротворцев.

Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко, по данным Associated Press, назвал утверждения грузинской стороны несерьезными, добавив, что крупные передвижения войск были бы зафиксированы орбитальными спутниками государств-членов НАТО.

Грузия запуталась в версиях

Как пишет Financial Times, записи вряд ли положат конец спору: версия самой Грузии со временем эволюционировала. Когда Тбилиси начал атаку, грузинские власти оправдывали свой шаг, утверждая, что это ответ на действия южноосетинских повстанцев. Позднее заместитель министра обороны Грузии Бату Кутелия сообщил FT, что ответные действия России стали для Грузии неожиданностью.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter