В Казани выпустили исламские пластиковые карты

Расскажите друзьям
Мария
Мария

Эксперты считают, что исламская экономическая модель может стать панацеей от кризиса

Первые в России исламские пластиковые карты, соответствующие нормам Шариата, выпустил казанский финансовый дом "Амаль". Поскольку законы Шариата запрещают выдачу денег под процент, банк гарантирует держателям, что не будет зарабатывать на хранящихся средствах клиентов. RB.ru постарался выяснить, насколько перспективной может оказаться исламская финансовая модель.


Финансовый дом "Амаль" сегодня единственная российская финорганизация, осуществляющая банковскую деятельность по законам Шариата. Месяц назад "Амаль" объявил о своем объединении и консолидации активов с товариществом "Юмарт-Финанс и Ко.". Обе компании, работая в сфере исламских финансовых услуг, показали устойчивый рост на локальном рынке Татарстана и теперь предоставляют полный спектр исламских банковских продуктов и услуг для всех категорий клиентов и сегментов бизнеса. Как сообщается на сайте компании, религиозная легитимность обеспечивается двухуровневой системой шариатского контроля - внешним комитетом шариатского контроля и отделом внутреннего шариатского контроля.

 

Основное отличие новых исламских карт заключается в том, что деньги, размещенные на счетах владельцев, не участвуют в операциях, запрещенных исламом. Главный принцип исламского финансирования - неначисление процентов по кредитам и вкладам. Исламские религиозные лидеры всегда осуждали спекуляцию и считали, что деньги сами по себе не должны быть товаром, который создает еще больше денег. Исламские финансы, как правило, сторонятся хеджевых фондов, любых рискованных форм долговых операций, и частных акций, потому что эти средства увеличивают наличность, истощая активы. Исламские облигации всегда связаны с инвестициями в реальные проекты и никогда не используются для спекуляции.

 

Эмитентом карт был назначен "Булгар банк", его специализированный филиал имеет собственный корреспондентский счет и баланс для проведения операций с исламскими финансами. Таким образом, средства владельцев карт со средствами, участвующими в обычных банковских операциях, смешиваться не будут, говорит гендиректор ФД "Амаль" Рашид Низамеев.


У мусульман сбылась мечта


Новые карты имеют плату за годовое обслуживание (от $3 до $100), также начисляется комиссия 1% от каждой перечисленной суммы, говорит Низамеев. Тогда как с карт, участвующих в зарплатных проектах, комиссия не взимается, добавляет он.

 

Исполнительный директор казанского финансового дома "Амаль" Ринат Рахимов в телефонном интервью сообщил RB.ru, что его компания не стремилась создавать конкурентноспособный продукт, а хотела воплотить мечту всех российских мусульман об исламской финансовой модели, ведь долгое время они были вынуждены пользоваться европейскими банковскими продуктами, не соответствующими закону шариата. "Нас не смущает, что исламские карты в сравнении с картами других банков имеют ряд преимуществ, - говорит Рахимов. - Каждый банковский продукт имеет свою аудиторию. Несмотря на то, что наши двери открыты для представителей других конфессий, я думаю, что к нам в первую очередь будут отправляться не за выгодой, а за тем, чтобы жить в соответствии с религиозным законом Ислама". Также Рахимов выразил надежду на развитие в России исламской финансовой системы.

 
"На мой взгляд, это очень достойная банковская услуга, которая привлечет множество исламских клиентов, - комментирует аналитик "Инвесткафе" Никита Игнатенко. - Для банков развитие такого института - проявление уважения и предоставление уникального, но вместе с тем, необходимого сервиса для приверженцев ислама, с одной стороны, а с другой - расширение продуктовой линейки, развитие новых потенциальных рыночных ниш и генерация дополнительной прибыли за счет инновационных услуг".

 

Панацея от кризиса

 

Финансовые активы мусульман инновационные, гибкие и очень перспективные в своем потенциале. Согласно данным The Banker, в 2009 году общий объем активов банков, действующих по законам Шариата, вырос на 29% и составил $822 млрд. В 2010 году эта сумма достигла $1 трлн и составила около 1% мирового рынка.

В прошлом году Робин Рууз, исследователь из Высшей школы Гента, в своей диссертации писал, что исламские банки, несмотря на кризис, показали стабильный рост, об этом ранее писал RB.ru.

 

С этими же выводами соглашается и МВФ, который в 2010 году делал сравнительное исследование относительно воздействия глобального кризиса на исламские и традиционные банки. В результате чего был сделан вывод, что исламские банки показали более устойчивые результаты, чем традиционные.

Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент", напоминает, что финансовые традиции Ислама были созданы в исторических условиях традиционно повышенных инвестиционных рисков региона Ближнего и Среднего Востока. "Отсутствие ставки процента по ссудам с одной стороны, сдерживает инфляцию и инвестиционные риски, с другой стороны, этот фактор оказывает и сдерживающее влиянием на активность инвестиций. В итоге получаем стабильную в долгосрочном периоде экономику, которая, тем не менее, на сравнительно коротком отрезке времени может проигрывать западной экономической модели по темпам роста. Впрочем, в периоды экономических спадов, характерных для западной кредитной, экономической модели, она это отставание у западной модели отыгрывает. Сейчас как раз период такого спада, что отражается в росте интереса инвесторов к традиционным исламским инструментам инвестиций и заимствований", - говорит эксперт.
Осин отмечает, что спрос на исламские финансовые инструменты растет, поскольку растет спрос на инвестиции, которые могут приносить стабильный реальный доход в долгосрочном периоде вне зависимости от краткосрочных инфляционных шоков. "С учетом уроков кризиса, государственные структуры, возможно, сделают определенные выводы и попытаются, так или иначе, совместить в экономике позитивный опыт "европейской" и "арабской" финансовых систем", - резюмирует эксперт.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Станислав Лесовой 06:24, 28.10.2011
    0
    >> Поскольку законы Шариата запрещают выдачу денег под процент, банк гарантирует держателям, что не будет зарабатывать на хранящихся средствах клиентов. А шариат запрещает получать процент с банков? А то некоторые банки выплачивают держателям карт процент на остаток на карте. Само существование денег, по крайней мере долларов - это процент, так как печатаются они ФРС и субсидируются государству под % Или я ошибаюсь?
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Finopolis
17 октября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase