Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В конечном счете, главное - счастье

Архив rb.ru
Мария — Автор издания

Медиа «РБ.РУ»: Архивные статьи

Мария — Автор издания

Увлекательная история создания компании Zappos

В конечном счете, главное - счастье

«Я думал о том, как же просто обществу и принятой в нем культуре настолько промыть нам мозги, что мы перестаем думать и просто по умолчанию связываем успех и счастье с деньгами, хотя счастье на самом деле - это наслаждение жизнью», - признается Тони Шей в своей книге «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: история создания выдающейся компании из первых рук». В ней он рассказывает об успешных и неуспешных попытках создать бизнес, о том, как заработал состояние и почти потерял его, чтобы только дать жизнь компании Zappos, а также о том, что действительно важно в жизни.

С чего все началось

Тони Шей родился в семье выходцев с Тайваня, для которых достижения детей определяли их личный статус в обществе. Для них были чрезвычайно важны успехи отпрысков в учебе, карьерные достижения, мастерское владение музыкальным инструментом. Надо отметить, что Тони был мальчиком ленивым, но родителей расстраивать не хотел, поэтому проявлял смекалку. Например, вместо того, чтобы час упражняться в игре на пианино, он ставил заранее заготовленную запись.

Родители уговаривали Тони не беспокоиться о деньгах и сосредоточиться на учебе, но именно различные возможности заработка и обогащения увлекали его более всего другого. Его первый бизнес, который он основал в 9 лет - ферма по выращиванию червей - с треском провалился. Выпуск журнала - тоже. А вот бизнес по созданию значков оказался удачным. Впоследствии Тони передал его младшим братьям.

Лень, жажда личной свободы и предприимчивость не раз выручали молодого человека. Дабы не провалить один из экзаменов в Гарварде, Тони создал виртуальную группу, раздав всем участникам по три вопроса из ста для подготовки. Они присылали свои ответы, он собирал их воедино и продавал по $20. Но только тем, кто прислал свои ответы.

Первый миллион

После окончания университета Тони и его близкого друга Санджея пригласили работать в компанию Oracle. Работа была непыльная, платили за нее хорошо, но проработав там несколько месяцев, друзья поняли, что им невыносимо скучно. Они ушли из компании, чтобы делать сайты. Но это тоже оказалось не особенно интересным занятием. Через несколько депрессивных месяцев, проведенных в поисках идеи, друзья засели за разработку проекта LinkExchange. И он буквально выстрелил!

В скором времени к ним пришел первый потенциальный покупатель бизнеса по имени Ленни, предложив за него $1 млн. Тони и Санджей заявили, что готовы продать проект за $2 млн. Сделка не состоялась. Прошло время, и Microsoft предложила за LinkExchange $265 млн.

Не в деньгах счастье

Тони должен был оставаться работать в LinkExchange 18 месяцев после совершения сделки, получив дополнительные $25 млн. Просто выполнять минимальный объем работы - и «мир сроку твоему». Но это оказалось не так уж просто. «Я составил список счастливейших моментов жизни и понял, что ни один из них не был связан с деньгами, - пишет Шей. - Я осознал, что чувствовал себя счастливым, когда создавал команду, творил и изобретал. Я чувствовал себя счастливым, когда до самого утра общался с друзьями и встречал с ними восход солнца. Я чувствовал себя счастливым, играя с одноклассниками в школе. Я чувствовал себя счастливым, когда ел маринованные огурцы».

У него и так были деньги, их было больше, чем требовалось для безбедной жизни. А по-настоящему ему нравилось создавать, строить и делать то, чем он был увлечен. К тому же начался взрывной рост интернета. К черту $25 млн и офисное рабство. Скинувшись вместе с другими бывшими сотрудниками LinkExchange, Тони стал одним из основателей фонда и бизнес-инкубатора Venture Frogs. При чем тут лягушки? Просто у одной знакомой в университете была домашняя лягушка...

Эпоха Zappos

В один прекрасный день в Venture Frogs пришел парень по имени Ник, который сформулировал свою идею в трех предложениях: «Обувная отрасль в США достигает $40 млрд, из них $2 млрд приходится на продажи по каталогам. Похоже, что электронная коммерция будет расти. И очень похоже, что в обозримом будущем люди не перестанут носить обувь».

Тони и его друзья решили вложить деньги в новый проект - Zappos, надеясь также привлечь гораздо больше средств от других венчурных инвестиционных фондов. Однако те денег не дали, заняв выжидательную позицию. Без финансирования компанию пришлось бы закрыть, но команда так страстно верила в успех, так упорно шла к цели, что было решено продолжить финансирование из фонда Venture Frogs. А когда деньги фонда закончились -  из личного кармана Тони Шея. О том, как отчаянно велась борьба за выживание Zappos, читайте в отрывке из книги в доп.материале.

Что действительно важно

История создания Zappos - это история со счастливым концом. Усилия команды увенчались успехом, и в 2009 году компания была куплена Amazon за $1,2 млрд. Но не это главное. Тони Шей рассказывает обо всем том, через что приходится пройти предпринимателю на пути к успеху - все время чему-то учиться, ошибаться, терпеть поражение снова и снова, рисковать всем, но ни в коем случае не сдаваться. И, в конечном счете, понять, что все, что действительно стоит наших усилий - это то, что дарит ощущение счастья.

По признанию Тони Шея, он решил написать книгу, чтобы начать движение за счастье и сделать мир лучше. «Я надеюсь, - пишет он, - что благодаря этой книге успешные компании поменяют способы ведения дел, а начинающие предприниматели захотят организовать бизнес, сделав счастье основой бизнес-модели, и им помогут в этом некоторые уроки, которые получил лично я и мы все - в Zappos. Я надеюсь, что все больше и больше компаний начнут в своей работе применять результаты исследований о счастье, чтобы стать лучше».

Тони Шей «Доставляя счастье. От нуля до миллиарда: история создания выдающейся компании из первых рук». - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как из вашего загнивающего стартапа создать успешную компанию
  2. 2 Холакратия – смерть для компании?
  3. 3 «Мне казалось, что я гениальный предприниматель...»
  4. 4 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться
  5. 5 Как продавцам из СНГ выйти на Amazon
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти