Архив rb.ru

В кризис доходы табачных компаний сокращаются из-за падения продаж

Архив rb.ru
Наталья Жогова

Автор издания «РБ.РУ»: Архивные материалы

Наталья Жогова

Российские курильщики переходят на более дешевые сигареты

В кризис доходы табачных компаний сокращаются из-за падения продаж
Курильщики по всему миру сокращают потребление из-за кризиса, заявил второй по величине производитель сигарет в мире British American Tobacco (BAT). Табачные компании, работающие в России, также в полной мере почувствовали на себе кризисные изменения - российские потребители продолжают сокращать расходы на вредную привычку и переходят на более дешевые сигареты.

Количество сигарет, проданных компанией, владеющей такими известными брендами как Kent, Dunhill, Lucky Strike и Pall Mall, по итогам 9 месяцев текущего года сократилось на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет The Times. (без учета итогов турецкой Tekel и датской ST, приобретенных  BAT только в прошлом году).

Общие продажи BAT в январе - сентябре 2009 года выросли на 2% до 533 млрд сигарет. Ситуация на рынке ухудшилась, отмечается в сообщении компании. "Наши потребители явно находят текущие экономические условия трудными, поскольку безработица продолжает повышаться", - заявил глава группы Пол Адамс.

Ранее, пытаясь противостоять падению продаж, BAT поднимала цены и заявляла, что ожидает рост доходов. Однако объемы продаж продолжили сокращаться.  Бизнес компании в Японии, России и Италии сокращался главным образом из-за снижения  потребительских расходов жителей. В Бразилии и Бар сыграло свою роль повышение акцизов, вызвавшее значительное расширение нелегального рынка табачных изделий. Несколько упали продажи и в Tekel, которая до приобретения BAT принадлежала турецкому государству.

Темпы роста ключевых марок  BAT замедлились. Продажи четырех главных марок компании - Kent, Dunhill, Lucky Strike и Pall Mall - в 3 квартале выросли на 2% по сравнению с 7% за первые три месяца. При этом продажи Kent в этом году упали на 2%, Dunhill и Lucky Strike выросли на 6% и 5% соответственно.

Кризис затронул всех табачников

В действительности, не только BAT испытывает проблемы, связанные с падением продаж. На днях крупнейшая в мире табачная компания Philip Morris International сообщила, что в 3 квартале 2009 года продажи по всему миру упали на 5,3% до $6,6 млрд.

В России продажи сигарет Philip Morris, которая занимает четверть российского рынка, по итогам третьего квартала сократились на 0,8%.  Как отмечается в отчете компании, продажи премиальных марок сигарет табачного концерна в России в 3 квартале упали на 15,2%. Например, продажи марок Marlboro и Parliament снизились на 20,8 и 8% соответственно. Сокращению спроса на дорогой табак способствовал в том числе и рост цен на сигареты этого класса.

Продажи марки Chesterfield из среднего ценового сегмента в 3 квартале снизились на 10,7%. Зато популярность дешевых марок налицо - продажи Bond Street и Optima выросли на 32,4 и 22,7% соответственно. В компании констатируют смещения спроса в более низкие ценовые сегменты. Общие потери Philip Morris от смещения спроса в более низкие ценовые сегменты и снижения потребления составили $121 млн.

Дорогие сигареты не актуальны

До кризиса ведущие производители сигарет активно развивали свои производства в развивающих странах, рассчитывая, что продажи на развивающихся рынках обеспечат рост прибыли по мере того как западный мир переходит на здоровый образ жизни и отказывается от курения. Однако в кризис этот принцип стал неактуален и в первую очередь ударил по премиальному сегменту.

Когда в октябре прошлого года  глава Japan Tobacco International (JTI) Пьер де Лябушер предсказывал, что табачным компаниям в 2009 году придется пережить спад в сегменте дорогих сигарет, ряд экспертов с сомнением отнеслись к его заявлениям. Ранее производители табачных изделий неплохо переживали спады - в тяжелые времена люди не бросают курить.  Однако, как показывает практика, не только в развивающихся странах, но и на развитых рынках часть потребителей перешла на более дешевые марки.

С падением потребительских доходов россияне стали меньше курить и впервые за по?следние десять лет они сделали выбор в пользу более дешевых сигарет. В кризис потребители все же иногда делают покупки, чтобы побаловать себя и поднять себе настроение. Как отмечается в исследовании Profi Online Research, люди готовы выложить больше денег за алкогольные напитки, но не за сигареты.  49% опрошенных заявили, что ни при каких условиях не станут переплачивать за табачные изделия. 

Для российских производителей характерна та же тенденция, что и для западных компаний. По словам Максима Королева, руководителя отраслевого информационного агентства "Русский табак", у  "Донского табака" и "Нево"  растут продажи дешевых марок, а средние ценовые сегменты "проваливаются".

По оценке "БАТ-Россия " в первом полугодии 2009 года объем российского табачного рынка сократился на 3%.  Доли рынка среди международных компаний распределились следующим образом:  Japan Tobacco International (Mild Seven, Sobranie, Camel, LD, Salem) принадлежит 33,6%, Philip Morris International - 30,9%, British American Tobacco (помимо упомянутых марок в России выпускает "Яву" и Alliance) - 22,9% и Imperial Tobacco Group (West, Davidoff, R1 и Style) - 6%.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter