Наталья Жогова
Материалистические ценности зато значительно утратили свои позиции
Присоединиться
За последние годы ценности, которых придерживаются жители России, существенно изменились. Однако дом и семья - это те основы, которые несмотря на все трудности последних лет остаются неизменными. Все больше россиян склоняются также к важности таких понятий как любовь, творчество и духовное начало. Материалистические ценности, напротив, теряют свой былой вес и отходят на второй план.
Такие данные приводит GIM Россия - российское подразделение германского института инновационных маркетинговых исследований (GIM-Institute of Innovative Market Research) по результатам измерения актуальных ценностей россиян по методике GIM Value Visuals (в основе лежат визуальные образы, символизирующие те или иные ценности). Начиная с 2007 года, GIM ежегодно опрашивала свыше 1000 респондентов от 18-45 лет, проживающих в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Самаре.
Возглавляют рейтинг такие ценности как дом и семья, которые сохранили свои лидирующие позиции - их выделили 86% и 81% респондентов. На третью позицию вышла любовь (78%), которая последовательно увеличивала свою значимость для жителей страны последние три года.
В топ-5 вошли также понятия как хорошее самочувствие (75%) и безопасность (73%) - ранее они были не столь актуальны. Далее идут стабильность (71%), свобода (67%), а также знания, справедливость и дружба, которые важны 66% россиян (см. диаграмму).
Человеческие ценности исследователи подразделяют на 6 групп: гедонистические (веселье, привлекательность, наслаждение и пр.), индивидуалистические (свобода, уверенность в себе, верность самому себе), материальные (власть, успех, престиж), общественные (дружба, семья, честность), постматериальные (гармония, духовность, открытость) и традиционные (вера, порядок, родина).
В течение последнего года наиболее существенно расстановка сил изменилась между ценностями духовными и материальными. Последние с третьего места в 2008 году упали сразу на шестое, последнее. Россияне стали гораздо больше ценить духовность, смелость и творческое начало. В то же время значимость таких ценностей, как амбиции, развлечения, власть, престиж, индивидуальность, благополучие, понизилась.
Факторы счастья
"Взрыв значимости такой социальной ценности как любовь в кризисной экономической ситуации вполне объяснима", - считает гендиректор GIM Россия Татьяна Нуфферова. - "В трудные времена наши соотечественники всегда обращались к самым главным в их жизни ценностям, на фоне которых все остальные "факторы счастья" оказываются слишком поверхностными и менее существенными". В этом контексте, по-прежнему важные для россиян дом и семья также приобретают более теплые эмоциональные оттенки.
По словам эксперта, сегодня дом и семья это уже не просто "активы", которые современный человек создает на определенном этапе зрелости и самодостаточности. Появление рядом с ними любви говорит о том, что эти ценности человек создает в атмосфере любви и созидания.
Рост значимости таких традиционных ценностей, как умеренность и простота, тоже понятен. Это происходит от невозможности для некоторых жителей России в кризис реализовать ценности, связанные с амбициями, властью и престижем. "Не надо много говорить, хотеть и тянуть одеяло на себя, надо просто быть собой, проявляя лучшие человеческие качества, лучше работать и действовать, реализуя свои реальные возможности", - вот девиз, которого придерживаются теперь многие граждане.
Индивидуалистов становится больше
Вместе с тем, рост индивидуалистических ценностей (смелость, знания и успех) стал продолжением тенденции, зародившейся еще несколько лет назад, но не казавшейся тогда явной. Однако на фоне кризиса индивидуалистический ценностный тренд не только не приостановился, как полагали многие эксперты, а еще больше усилился и стал самым быстроразвивающимся ценностным трендом в нашей стране. Просто он приобрел новые оттенки, теперь люди все больше сконцентрированы на внутреннем успехе - том, что человек делает сам для себя и для своей устойчивости в этой жизни.
Тоже самое можно сказать и о росте постматериалистических ценностей (творческое начало и духовность). Эксперты прогнозировали рост этого тренда в кризис, однако россияне еще задолго до этого сложного периода начали искать пути создания внутренней устойчивости к изменчивому внешнему окружению. Сейчас ситуация лишь толкает человека к тому, чтобы он более активно шел по этому пути.
Такие данные приводит GIM Россия - российское подразделение германского института инновационных маркетинговых исследований (GIM-Institute of Innovative Market Research) по результатам измерения актуальных ценностей россиян по методике GIM Value Visuals (в основе лежат визуальные образы, символизирующие те или иные ценности). Начиная с 2007 года, GIM ежегодно опрашивала свыше 1000 респондентов от 18-45 лет, проживающих в Москве, Новосибирске, Краснодаре, Самаре.
Возглавляют рейтинг такие ценности как дом и семья, которые сохранили свои лидирующие позиции - их выделили 86% и 81% респондентов. На третью позицию вышла любовь (78%), которая последовательно увеличивала свою значимость для жителей страны последние три года.
В топ-5 вошли также понятия как хорошее самочувствие (75%) и безопасность (73%) - ранее они были не столь актуальны. Далее идут стабильность (71%), свобода (67%), а также знания, справедливость и дружба, которые важны 66% россиян (см. диаграмму).
Человеческие ценности исследователи подразделяют на 6 групп: гедонистические (веселье, привлекательность, наслаждение и пр.), индивидуалистические (свобода, уверенность в себе, верность самому себе), материальные (власть, успех, престиж), общественные (дружба, семья, честность), постматериальные (гармония, духовность, открытость) и традиционные (вера, порядок, родина).
В течение последнего года наиболее существенно расстановка сил изменилась между ценностями духовными и материальными. Последние с третьего места в 2008 году упали сразу на шестое, последнее. Россияне стали гораздо больше ценить духовность, смелость и творческое начало. В то же время значимость таких ценностей, как амбиции, развлечения, власть, престиж, индивидуальность, благополучие, понизилась.
Факторы счастья
"Взрыв значимости такой социальной ценности как любовь в кризисной экономической ситуации вполне объяснима", - считает гендиректор GIM Россия Татьяна Нуфферова. - "В трудные времена наши соотечественники всегда обращались к самым главным в их жизни ценностям, на фоне которых все остальные "факторы счастья" оказываются слишком поверхностными и менее существенными". В этом контексте, по-прежнему важные для россиян дом и семья также приобретают более теплые эмоциональные оттенки.
По словам эксперта, сегодня дом и семья это уже не просто "активы", которые современный человек создает на определенном этапе зрелости и самодостаточности. Появление рядом с ними любви говорит о том, что эти ценности человек создает в атмосфере любви и созидания.
Рост значимости таких традиционных ценностей, как умеренность и простота, тоже понятен. Это происходит от невозможности для некоторых жителей России в кризис реализовать ценности, связанные с амбициями, властью и престижем. "Не надо много говорить, хотеть и тянуть одеяло на себя, надо просто быть собой, проявляя лучшие человеческие качества, лучше работать и действовать, реализуя свои реальные возможности", - вот девиз, которого придерживаются теперь многие граждане.
Индивидуалистов становится больше
Вместе с тем, рост индивидуалистических ценностей (смелость, знания и успех) стал продолжением тенденции, зародившейся еще несколько лет назад, но не казавшейся тогда явной. Однако на фоне кризиса индивидуалистический ценностный тренд не только не приостановился, как полагали многие эксперты, а еще больше усилился и стал самым быстроразвивающимся ценностным трендом в нашей стране. Просто он приобрел новые оттенки, теперь люди все больше сконцентрированы на внутреннем успехе - том, что человек делает сам для себя и для своей устойчивости в этой жизни.
Тоже самое можно сказать и о росте постматериалистических ценностей (творческое начало и духовность). Эксперты прогнозировали рост этого тренда в кризис, однако россияне еще задолго до этого сложного периода начали искать пути создания внутренней устойчивости к изменчивому внешнему окружению. Сейчас ситуация лишь толкает человека к тому, чтобы он более активно шел по этому пути.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Лучшие сервисы для владельцев пунктов выдачи заказов
- 2 RB CHOICE — 100 перспективных российских компаний
- 3 Рейтинг перформанс-агентств от Digital Marketing Club Russia: что происходило на рынке в 2021
- 4 Консалтинг для среднего бизнеса: выбираем подходящие компании
- 5 30 самых успешных предпринимателей в доставке
ВОЗМОЖНОСТИ
29 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024
Популярное
Лонгриды
Топ лучших смартфонов 2024 года
Списки и рейтинги