Архив rb.ru

В России покончат с одной из двух бед - плохими дорогами

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Госдума сегодня окончательно приняла закон об автомобильных дорогах в России

В России покончат с одной из двух бед - плохими дорогами
Присоединиться
Сегодня, 18 октября, Госдума приняла в итоговом чтении закон об автомобильных дорогах в России. Документ не только законодательно регулирует отношения между собственниками и пользователями дорог, но и регламентирует строительство платных дорог.

Как это ни странно, но специальный закон о платных дорогах правительство одобрило и приняло уже давно (в марте этого года). Хотя логичней было бы принять общий закон о дорогах, а уже после этого разрабатывать и принимать законопроекты специализированные.

Автодорожный закон

Общий закон об автодорогах регулирует отношения (права и обязанности) между собственниками дорог и их пользователями. Принята определенная классификация автодорог и форм собственности (федеральная, субъектов федерации, муниципальная, частная и специального назначения).

В нем четко прописано, какие полномочия и обязанности у РФ, регионов и органов местного самоуправления в вопросе дорожного строительства. Решение о строительстве федеральной дороги принимает правительство, региональной – власти субъектов федерации, местной – органы местного самоуправления. В законе уточняется вопрос, касающийся выдачи разрешений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автодорог.

Платные дороги

Кроме того, в общем положении закона об автодорогах прописан механизм использования платных дорог. Минтранс начал активное лоббирование введения платных автодорог еще в середине 2004 года. Чиновники уверены, что проблему плохих дорог, которая вытекает из тотального недофинансирования дорожной отрасли, можно решить только привлечением частных инвесторов и созданием платных трасс.

Платной дорогой может стать не только вновь созданная, но и уже существующая реконструированная дорога. В границах населенных пунктов разрешается только строительство новой дороги на платной основе. Единственное условие – у автовладельца должен быть альтернативный путь проезда – бесплатный. Другое дело, что этот путь может быть неудобней, более длинным, чем платная трасса. По закону протяженность альтернативной трассы должна превышать протяженность платной в три раза. Однако, если речь идет о платной дороге в 20 км, то объехать по бесплатной 60 км будет не сложно. Но вот когда платная трасса имеет протяженность 200 км, то 600 км хоть и по бесплатной дороге ехать согласиться не каждый.

Частный инвестор

В общем документе также доработан перечень условий концессионных соглашений. По ним будут строиться и обслуживаться платные дороги. Например, концессионер может построить дорогу за свой счет, а потом государство должно постепенно выплатить ему деньги за каждую проезжающую машину, не взимая при этом платы с водителей. Другой вариант, когда концессионер сам взимает плату. Для каждого конкретного проекта будет вырабатываться собственная схема.

Как стало известно недавно, Минтранс собирается создать госкорпорацию под названием "Автодор", которая будет выполнять функции госагента и займется заключением таких концессионных соглашений с частными инвесторами. По подсчетам Минтранса, если госкорпорация займется модернизацией дорог федерального значения и переводом их в платный режим, то к 2012 году эти дороги будут "приведены в порядок".

Пока государство уже опробовало смешанную систему финансирования строительства дорог. Так, на строительство Орловского тоннеля треть общей сметы, которая составляет более 26 млрд рублей, заплатит концессионер, остальное – инвестфонд и городской бюджет.

Хотя наиболее перспективные проекты – это создание федеральных трасс, а также дорог в Москве, северной столице и на юге страны на платной основе. Потому что здесь проходит оживленный автомобильный поток в отличие от большинства региональных трасс. Например, в Воронежской области отказались от введения платных дорог, потому что затраты на их строительство могут просто не окупиться.

Платные дороги: существующие и планируемые

В России уже есть платные дороги, пока только небольшой протяженности. Платным является 20-километровый участок трассы М2 в Липецкой области, где проезд стоит 20 рублей, а также местные дороги в Псковской области и Барнауле.

Планируется строительство платной автодороги "Западный скоростной диаметр" в Санкт-Петербурге. Это будет скоростная автомагистраль для обеспечения автомобильных перевозок между южными, центральными и северными городами. Общая смета проекта – почти 83 млрд рублей. Проект будет финансироваться по схеме государственно-частного партнерства (50% на 50%). Компания-концессионер для реализации этого проекта будет выбрана до конца этого года в рамках концессионального конкурса. Квалификационный отбор уже прошли четыре компании.

Кроме того, правительство готовит проект создания платной дороги "Москва-Санкт-Петербург" на участке с 15 по 58 км, а также "МКАД – обход Одинцова – автодорога М1 "Беларусь".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 За год количество судебных разбирательств вокруг ИИ выросло на 60%
  2. 2 Суд приговорил основателя FTX Сэма Бэнкмана-Фрида к 25 годам лишения свободы
  3. 3 Онлайн-кассы в 2024 году: что это, кому нужны и как выбрать кассовое оборудование
  4. 4 Овердрафт: что это такое и как работает для юридических лиц
  5. 5 Что такое эквайринг и зачем он нужен бизнесу