Ольга Самофалова
Госдума приняла закон о создании госкомпании "Автодор"
Госдума на заседании в пятницу приняла закон "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" ("Автодор") в последнем третьем чтении. На ее создание может уйти несколько месяцев.
Согласно документу, госкорпорация "Российские автомобильные дороги" (далее "Автодор"), как и предполагалось изначально, будет иметь форму некоммерческой организации, в доверительное управление которой передадут часть дорог федерального значения. Предположительно речь идет о передаче 18 300 км автодорог. Из них 6100 км должны стать сетью скоростных автомагистралей, а еще 12 200 км - это перезагруженные трасы, которые надо будет привести в нормальное состояние и сделать платными. Остальные дороги федерального значения, не переданные "Автодору", по-прежнему будут находиться в управлении существующего Федерального дорожного агентства.
"Автодор" должен не только поддерживать хорошее состояние вверенных ему дорог, но также развивать новые сети автомобильных дорог и дорожную инфраструктуру. Он должен обеспечивать взимание платы за проезд и провоз крупногабаритных грузов, в качестве агента заключать сделки по передаче дорог во временное пользование частным операторам (то есть заключать концессионные соглашения с частными инвесторами).
При подготовке проекта ко второму чтению в него были внесены некоторые изменения. "Автодор" наделили правом давать письменное согласие на строительство и реконструкцию дорог, находящихся в его управлении. Кроме того, корпорация получила право заниматься развитием придорожной инфраструктуры, в частности промышленных и торговых объектов, а также сможет устанавливать рекламные конструкции и получать доход от наружной рекламы на платных трассах.
Во втором чтении были уточнены также правила сдачи в аренду земельных участков госкорпорацией, в частности порядок определения размера участков и арендной платы за них. Так, арендная плата не должна превышать 1% от кадастровой стоимости участка.
За 30 лет работы госкомпания должна заработать 12,6 трлн рублей, которые будут потрачены на ремонт перезагруженных трасс, говорил ранее замминистр транспорта Александр Мишарин. На начало года в России насчитывалось около 13 400 км перезагруженных трасс (почти все они перейдут в ведение "Автодора"). При этом по прогнозу Мишарина, к 2015 году их будет вполовину больше - 19 400 км. В транспортной ФЦП заложены деньги на ремонт лишь 6600 км, по его словам.
Критическое состояние дорог не вызывает сегодня ни у кого сомнений, поэтому идея создания госкомпании для решения этой проблемы важна. Эксперты уже не раз говорили, что создание госкомпании может положительно сказаться на дорожной отрасли, в частности, потому что убыстрит процесс выделения средств на строительство дорог. Главное, чтобы "Автодор" не превратился в очередную неповоротливую компанию госчиновников.
Этапы законопроекта
В августе прошлого года Минтранс передал документы по созданию "Автодора" правительству, которое в октябре приняло принципиальное решение о создании госкомпании по управлению автомобильными дорогами. Согласно концепции долгосрочного развития транспорта страны до 2020 года предусматривается ввод автомобильных дорог, превышающий уровень 2007 года в 3,2 раза, - до 8000 км в год.
В декабре прошлого года законопроект был внесен в Госдуму депутатами Олегом Морозовым, Юрием Волковым, Мартином Шаккумом, Валерием Пановым, Ризвангаджи Исаевым и Юрием Свердловым. Однако в январе 2009 года его рассмотрение перенесли на неопределенный срок в связи с необходимостью существенной доработки проекта. Законопроект был внесен в Госдуму в новой редакции в марте.
Как объяснял тогда председатель комитета Госдумы по строительству Мартин Шаккум, необходимо было уточнить правовую форму госкомпании, правила изъятия, резервирования и распоряжения земельными участками, использование бюджетных средств, проведения конкурсов на строительные работы. Так, например, ФАС и Минфину не нравилось, что проект разрешает госкомпании устанавливать дополнительные требования к участникам торгов при проведении госзакупок. Общая процедура должна быть единой для всех, без исключения, считали в ведомствах.
Минтранс также выступал за то, чтобы средства от деятельности "Автодора" шли в эту же компанию и использовались на продолжение строительства и создание новых платных дорог. По законодательству же "Автодор" должен был возвращать заработанное в бюджет. Но предложение Минтранса все же было одобрено и внесено в закон.
Автомобильные дороги госкомпании должны находиться в собственности РФ и не могут быть отчуждены в собственность третьих лиц. Размер уставного капитала госкомпании будет определен правительством РФ. Учредителем государственной компании выступает РФ, права и обязанности учредителя осуществляет правительство РФ.
В Налоговый кодекс вносятся изменения, предусматривающие освобождение "Автодора" от уплаты госпошлины за государственную регистрацию прав и ограничений на автомобильные дороги и земельные участки, передаваемые госкомпании.
Согласно документу, госкорпорация "Российские автомобильные дороги" (далее "Автодор"), как и предполагалось изначально, будет иметь форму некоммерческой организации, в доверительное управление которой передадут часть дорог федерального значения. Предположительно речь идет о передаче 18 300 км автодорог. Из них 6100 км должны стать сетью скоростных автомагистралей, а еще 12 200 км - это перезагруженные трасы, которые надо будет привести в нормальное состояние и сделать платными. Остальные дороги федерального значения, не переданные "Автодору", по-прежнему будут находиться в управлении существующего Федерального дорожного агентства.
"Автодор" должен не только поддерживать хорошее состояние вверенных ему дорог, но также развивать новые сети автомобильных дорог и дорожную инфраструктуру. Он должен обеспечивать взимание платы за проезд и провоз крупногабаритных грузов, в качестве агента заключать сделки по передаче дорог во временное пользование частным операторам (то есть заключать концессионные соглашения с частными инвесторами).
При подготовке проекта ко второму чтению в него были внесены некоторые изменения. "Автодор" наделили правом давать письменное согласие на строительство и реконструкцию дорог, находящихся в его управлении. Кроме того, корпорация получила право заниматься развитием придорожной инфраструктуры, в частности промышленных и торговых объектов, а также сможет устанавливать рекламные конструкции и получать доход от наружной рекламы на платных трассах.
Во втором чтении были уточнены также правила сдачи в аренду земельных участков госкорпорацией, в частности порядок определения размера участков и арендной платы за них. Так, арендная плата не должна превышать 1% от кадастровой стоимости участка.
За 30 лет работы госкомпания должна заработать 12,6 трлн рублей, которые будут потрачены на ремонт перезагруженных трасс, говорил ранее замминистр транспорта Александр Мишарин. На начало года в России насчитывалось около 13 400 км перезагруженных трасс (почти все они перейдут в ведение "Автодора"). При этом по прогнозу Мишарина, к 2015 году их будет вполовину больше - 19 400 км. В транспортной ФЦП заложены деньги на ремонт лишь 6600 км, по его словам.
Критическое состояние дорог не вызывает сегодня ни у кого сомнений, поэтому идея создания госкомпании для решения этой проблемы важна. Эксперты уже не раз говорили, что создание госкомпании может положительно сказаться на дорожной отрасли, в частности, потому что убыстрит процесс выделения средств на строительство дорог. Главное, чтобы "Автодор" не превратился в очередную неповоротливую компанию госчиновников.
Этапы законопроекта
В августе прошлого года Минтранс передал документы по созданию "Автодора" правительству, которое в октябре приняло принципиальное решение о создании госкомпании по управлению автомобильными дорогами. Согласно концепции долгосрочного развития транспорта страны до 2020 года предусматривается ввод автомобильных дорог, превышающий уровень 2007 года в 3,2 раза, - до 8000 км в год.
В декабре прошлого года законопроект был внесен в Госдуму депутатами Олегом Морозовым, Юрием Волковым, Мартином Шаккумом, Валерием Пановым, Ризвангаджи Исаевым и Юрием Свердловым. Однако в январе 2009 года его рассмотрение перенесли на неопределенный срок в связи с необходимостью существенной доработки проекта. Законопроект был внесен в Госдуму в новой редакции в марте.
Как объяснял тогда председатель комитета Госдумы по строительству Мартин Шаккум, необходимо было уточнить правовую форму госкомпании, правила изъятия, резервирования и распоряжения земельными участками, использование бюджетных средств, проведения конкурсов на строительные работы. Так, например, ФАС и Минфину не нравилось, что проект разрешает госкомпании устанавливать дополнительные требования к участникам торгов при проведении госзакупок. Общая процедура должна быть единой для всех, без исключения, считали в ведомствах.
Минтранс также выступал за то, чтобы средства от деятельности "Автодора" шли в эту же компанию и использовались на продолжение строительства и создание новых платных дорог. По законодательству же "Автодор" должен был возвращать заработанное в бюджет. Но предложение Минтранса все же было одобрено и внесено в закон.
Автомобильные дороги госкомпании должны находиться в собственности РФ и не могут быть отчуждены в собственность третьих лиц. Размер уставного капитала госкомпании будет определен правительством РФ. Учредителем государственной компании выступает РФ, права и обязанности учредителя осуществляет правительство РФ.
В Налоговый кодекс вносятся изменения, предусматривающие освобождение "Автодора" от уплаты госпошлины за государственную регистрацию прав и ограничений на автомобильные дороги и земельные участки, передаваемые госкомпании.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Ликвидация ООО: пошаговая инструкция, сроки и порядок процедуры, необходимые документы
- 2 Кредитор Wildberries попытался признать маркетплейс банкротом
- 3 ФАС сообщила о 2 млн заблокированных карточек товаров на маркетплейсах с начала 2024 года
- 4 Штатное расписание: как правильно составить и вести
- 5 Что такое кредитная линия для юридических лиц
ВОЗМОЖНОСТИ
20 апреля 2024
21 апреля 2024
21 апреля 2024