Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В России за спам могут начать штрафовать и сажать в тюрьму

Архив rb.ru
Андрей

Андрей

Эксперты предупреждают: придется серьезно проработать вопрос о том, как доказывать рассылку спама

В России за спам могут начать штрафовать и сажать в тюрьму
В России может быть введена уголовная ответственность за рассылку спама. Нарушителям грозят крупные денежные штрафы либо санкции, аналогичные наказанию за нарушение закона "О персональных данных", то есть до пяти лет лишения свободы. Доходы спамеров в России в $200-220 млн в год. Эксперты, однако, указывают, что придется серьезно поработать над механизмом, который позволит доказывать рассылку спама.  

В распоряжении "Коммерсанта" оказался проект концепции изменений законодательства в целях борьбы со спамом, подготовленный Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и депутатом Госдумы Ильей Пономаревым. Планируется, что поправки будут внесены в Госдуму весной 2011 года, а пока что концепция будет дорабатываться, в том числе для того, чтобы избежать возможности злоупотреблений со стороны правоохранительных органов.

Нужно сажать

Авторы поправок, однако, предлагают дополнить Уголовный кодекс (УК РФ) статьей, вводящей уголовную ответственность для "лиц, виновных в производстве и распространении спама". В ней должно содержаться развернутое определение состава преступлений. По словам Пономарева, пока еще нет единой позиции по вопросу ответственности за спам, но нести ее будут как исполнители, так и заказчики. При этом, по его мнению, ответственность нужна аналогичная наказанию за нарушение закона "О персональных данных".  

Не исключено, что будет введена санкция в виде лишения свободы, но лично Пономарев больше склоняется к большим штрафам, которые сделают этот бизнес нерентабельным. Непосредственной статьей в УК РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение закона "О персональных данных", является ст. 137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни" (до пяти лет лишения свободы).

Что есть спам

Другими поправками предлагается ввести законодательное определение спама (закон "Об информации, информационных технологиях и защите информации"): спам - это электронное сообщение, массово рассылаемое отправителем и доставляемое получателю без его предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения.

В законе "О рекламе" предлагается уточнить права, обязанности и ответственность участников рекламного рынка за рассылку спама. При этом в их число будут включены рекламодатели, которые заведомо знали о способе распространения рекламы, юридические и физические лица, занимающиеся спам-рассылками с целью извлечения дохода. Поправки коснутся также и закона "О связи": операторов связи, в частности, обяжут отслеживать подозрительные действия клиентов в части распространения спама. Также будут зафиксированы особенности доказывания фактов заказа и рассылки спама - в Уголовно-процессуальном кодексе, Арбитражном процессуальном кодексе и Гражданском процессуальном кодексе.

Сейчас, по российскому законодательству, привлечь спамеров к уголовной ответственности непосредственно за спам невозможно. В конце октября этого года против одного из крупнейших спамеров мира Игоря Гусева следственное управление при УВД по ЦАО Москвы возбудило уголовное дело, но не за спам, а за незаконное предпринимательство, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере (ч. 2 ст. 171 УК РФ).

Большие потери

По данным РАЭК, потери российской экономики от спама в 2009 году составили 14,1 млрд рублей, а российские спамеры заработали в прошлом году 3,744 млрд рублей. Эксперт "Коммерсанта" оценивает доходы российских спамеров в $200-220 млн в год.

Специалисты напоминают, что сейчас спамеров в России можно привлечь разве что к административной ответственности: это можно сделать либо за рассылку ненадлежащей рекламы, либо за неправомерное использование персональных данных. Но по факту этого не происходит. Даже если ввести уголовную ответственность, придется серьезно проработать вопрос о том, как доказывать рассылку спама. Для этого придется как минимум обязать операторов связи и администраторов интернет-ресурсов хранить историю о рассылках в течение определенного времени, поясняет эксперт "Коммерсанта".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter