Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

В руководство "АвтоВАЗа" придут французы, спасшие Nissan

Архив rb.ru
Николай

Николай

В совете директоров "АвтоВАЗа" появятся пять топ-менеджеров Renault, в свое время спасших Nissan

В руководство "АвтоВАЗа" придут французы, спасшие Nissan
Поднимать российский автопром будут те же менеджеры французской компании Renault, которые в конце 1990-х гг. вывели из глубокого штопора японскую компанию Nissan. Правда, задача, которая стоит перед французами, с одной стороны, сложнее, а с другой - проще. Кроме того, у команды Renault на "АвтоВАЗе" не будет той свободы, которая была в Японии.

Как пишет газета "Ведомости" со ссылкой на свои источники, в совет директоров "АвтоВАЗа" выдвинуты сразу пять топ-менеджеров Renault во главе с президентом французской компании Renault Карлосом Гоном. Именно эти управленцы в конце 1990-х начале 2000-х гг. завоевали славу и уважение самых эффективных автомобильных менеджеров, вытащив из кризиса японскую Nissan.

По данным источников, акционеры "АвтоВАЗа" - "Тройка Диалог" и "Ростехнологии" хотят, чтобы французы заняли все посты, связанные с технологией и снижением издержек, а россияне остались бы на ключевых контролирующих постах. Если эти сведения соответствуют действительности, то это означает, что сделка, в рамках которой Renault приобретает четверть акций тольяттинской компании, близка к завершению, а на "АвтоВАЗе" могут начаться серьезные перемены.

На сегодняшний день уже известно, что французы намерены вложить $900 млн в модернизацию и расширение производства "АвтоВАЗа" с 1 млн до 1,5 млн автомобилей в год. Renault поможет "АвтоВАЗу" полностью обновить модельный ряд Lada, создав к 2013 г. три новых модели разных ценовых категорий. Кроме того, на российском заводе начнут собирать машины под брендами Renault и Nissan.

Сможет ли Гон повторить в России японское чудо

Нынешний президент Renault Карлос Гон для бизнеса фигура уже легендарная. В 1999 г. он с командой из 30 менеджеров отправился в Японию в компанию Nissan. Тогдашний глава Renault Луи Швейцер решился за $4,5 млрд купить 44-процентный пакет японской автомобильной компании, которая находилась на грани банкротства. Многие тогда назвали его поступок сумасшедшим. Оправдывать рисковое решение своего босса в Японию и поехал Карлос Гон, который сразу предложил радикальную программу модернизации.

План Гона, поначалу принятый в Японии в штыки, достаточно быстро дал свои результаты, и сейчас Nissan уверенно входит в тройку основных автомобилестроителей Азии. В 2006-м финансовом году (закончился 31 марта 2007 г.) выручка Nissan составила $97 млрд, а чистая прибыль - $4,3 млрд. В 1998-м финансовом году выручка Nissan - $54 млрд, чистый убыток - $0,23 млрд.

Однако в случае с Nissan одной из основных задач Гона была правильная "настройка" менеджмента, который на момент прихода французской команды представлял из себя неповоротливую и громоздкую структуру. С автомобилями у Nissan в общем все было неплохо.

Вот как описывает ситуацию Луи Швейцер: "Я считал, что Nissan это в основном очень хорошая компания. Тогда она была хорошей компанией, у которой была серьезная управленческая проблема... Заводы были хорошие, инженеры были хорошие, качество производства было высокое. Вся основа была на месте. Но не было менеджмента. А менеджмент поменять гораздо проще, чем основы".

С "АвтоВАЗом" и не сравнить

В случае с "АвтоВАЗом" ситуация несколько иная. Говорить, что производство "АвтоВАЗа" находится на мировом уровне, вряд ли приходится.

Нельзя сравнивать и масштабы производства. В один из самых худших своих периодов в 1999-м финансовом году Nissan выпустила 2,465 млн автомобилей, из которых 38% были собраны и проданы за рубежом. Продажи "АвтоВАЗа" в рекордном для него 2007 г. - 0,77 млн машин, на экспорт ушло около 14%. Выручка "АвтоВАЗа" в 2006 г. составила около $7,4 млрд, чистая прибыль - около $0,14 млрд.

Кроме того, французские менеджеры вряд ли получат в "АвтоВАЗе" такую же свободу действий, которую они имели в Японии, где Гон, несмотря на огромное общественное неодобрение, утвердил план, согласно которому Nissan закрыла целых пять предприятий и сократила около 20 тыс. человек.

Впрочем, есть у "АвтоВАЗа" и преимущества. Самое главное из них - это, конечно, значительные темпы роста автомобильного рынка России и особый статус национального автомобиля, который имеет "АвтоВАЗ". Во многом именно этот статус пока позволяет компании удерживать значительную часть рынка, даже несмотря на то, что многие более качественные иномарки по цене вплотную приблизились к уровню "АвтоВАЗа".

Как бы то ни было, приход западных управленцев в российский автопром - это, безусловно, позитивное событие, и остается надеяться, что им будет сопутствовать успех.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  2. 2 В России появился сервис для создания «социального рейтинга» водителей автомобилей
  3. 3 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда